Журналист Мэттью М. Рид в статье на сайте The Daily Beast объяснил, почему обвинения России в адрес Турции в покупке нефти у запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" (ДАИШ) несостоятельны
 
 
 
Журналист Мэттью М. Рид в статье на сайте The Daily Beast объяснил, почему обвинения России в адрес Турции в покупке нефти у запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" (ДАИШ) несостоятельны
Reuters

Журналист Мэттью М. Рид в статье на сайте The Daily Beast объяснил, почему обвинения России в адрес Турции в покупке нефти у запрещенной в РФ террористической группировки "Исламское государство" (ДАИШ) несостоятельны. Проанализировав данные о добыче и поставках нефти в регионе, автор материала пришел к выводу, что турецкая нефтеперерабатывающая компания-монополия не станет ради контрабандной нефти ИГ жертвовать своей репутацией. К тому же территории, о которых говорилось в докладе Минобороны РФ, заняты по большей части курдами, которые ведут активную нефтяную торговлю. А нефть "Исламского государства", у которого нет собственных бензовозов, приобретают по большей части местные жители и режим Башара Асада.

Как утверждает Рид, на подконтрольных ИГ территориях "сотни посредников покупают на месторождениях нефть за наличные и продают ее владельцам примитивных нефтеперерабатывающих установок неподалеку". По данным журналиста, владельцами являются по большей части арабские семьи, не состоящие в ИГ. Затем продукцию установок продают через придорожные АЗС или везут в крупные города.

Таким образом, участие "Исламского государства" в торговле нефтью "сводится к первоначальным сделкам на месторождениях, а также к сборам, налогам и пошлинам, которые ИГИЛ может собирать на своей территории".

- Минфин США назвал доход ИГ от продажи нефти и ее покупателей

Также автор утверждает, что "сирийский режим с самого начала имел деловые отношения с ИГИЛ, совсем как с "Джабхар ан-Нусра" (запрещенным в РФ. - Прим. NEWSru.com) и другими повстанческими группировками, которые в начале войны захватили топливно-энергетические активы". На это указывают данные ЕС и Минфин США, которые ранее назвали представителя Асада по сделкам с ИГ - Джорджа Хасвани, владельца компании HESCO.

Вызывают сомнение и цифры, приведенные Россией. Начальник Главного оперативного управления Генштаба РФ Сергей Рудской сообщил 2 декабря РИА "Новости", что ИГ перевозит до 200 тысяч баррелей нефти в сутки, используя не менее 8,5 тысяч автомобилей-наливняков. Автор напоминает, что по документам, захваченным США в мае, в начале года добыча нефти террористами составляла 55 тысяч баррелей в день. По более новым оценкам, добывается максимум 40 тысяч баррелей в день. Кроме того, на территории, подконтрольной ИГ, проживает более 5 млн человек, которые, возможно, сами потребляют эту нефть, говорится в статье, перевод которой публикует InoPressa.

Рид утверждает, что ИГ также поставляет режиму Асада природный газ по трубопроводам. "Взамен режим предоставляет электроэнергию и другие коммунальные услуги, а ИГИЛ облагает их соответствующим налогом", - говорится в материале.

Также автор обращает внимание, что в конце 2014 года было много доказательств контрабандного ввоза в Турцию именно топлива, а не сырой нефти. Но, по данным издания, после того как более 20 нефтеперерабатывающих заводов были разбомблены, ИГ торгует только нефтью, а для репутации турецкой нефтеперерабатывающей компании-монополии невыгодно приобретать и перерабатывать нефть ИГИЛ.

Наконец, напоминает Рид, сирийские курды активно торгуют нефтью. "Минобороны РФ назвало три главных перевалочных пункта нефти ИГИЛ. Два из них находятся на территории, где курды гораздо более активны. Тем временем иракские курды, которые в 2014 году начали независимый экспорт нефти, экспортируют ее по нефтепроводу, а тяжелую нефть везут на автомобилях через Турцию. Как минимум один курдский чиновник говорит, что бензовозы, на которые указала Россия, в действительности перевозят нефть по заказам Регионального правительства Курдистана", - пишет автор статьи.

Рид делает вывод, что утверждения России не подтверждаются реалиями на местах. По его мнению, теория РФ о поставках нефти ИГ в Турцию - "прямой результат инцидента 24 ноября, в котором Россия потеряла самолет и двоих военнослужащих".