Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров подал заявление о ликвидации зарегистрированной в Великобритании компании Telegram Messenger LLP, включенной в реестр организаторов распространения информации, который ведет в Роскомнадзор. Это следует из материалов на сайте британского государственного реестра юридических лиц
 
 
 
Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров подал заявление о ликвидации зарегистрированной в Великобритании компании Telegram Messenger LLP, включенной в реестр организаторов распространения информации, который ведет в Роскомнадзор. Это следует из материалов на сайте британского государственного реестра юридических лиц
Moscow-Live.ru

Создатель мессенджера Telegram Павел Дуров подал заявление о ликвидации зарегистрированной в Великобритании компании Telegram Messenger LLP, включенной в реестр организаторов распространения информации, который ведет в Роскомнадзор. Это следует из материалов на сайте британского государственного реестра юридических лиц.

Telegram Messenger LLP была зарегистрирована в феврале 2014 года. Согласно информации в британском реестре, организация была создана в партнерстве зарегистрированными на Британских Виргинских островах Telegram Messenger Inc. и Dogged Labs Ltd., а также Telegraph Inc. (зарегистрирована в Белизе). Контроль в Telegram Messenger LLP принадлежит самому Дурову. Заявление о ликвидации Telegram Messenger LLP было подписано Дуровым 19 декабря 2018 года.

Игорь Яковенко: "Жаров готов убить Telegram за 20 миллиардов"

По данным РБК, именно эта компания была основной для мессенджера и с июля 2017 года включена в российский реестр организаторов распространения информации в интернете (ОРИ). Согласно российскому законодательству, ОРИ должны предоставлять Роскомнадзору сведения о себе для включения в специальный реестр, а ФСБ - информацию, необходимую для дешифровки переписки пользователей. Кроме того, они обязаны хранить на территории России данные о фактах приема, передачи и обработки голосовой информации, сообщений, видео и других видов коммуникации пользователей в течение одного года, а также содержание коммуникации пользователей - до шести месяцев. За неисполнение любой из этих обязанностей сервис может быть заблокирован на территории России.

Ранее, в июне 2017 года, глава Роскомнадзора Александр Жаров в открытом письме предупредил Павла Дурова о блокировке, если тот не предоставит сведения для включения мессенджера в реестр ОРИ. В ответ Дуров вступил в публичную полемику с Жаровым, но в конце концов опубликовал ссылку на страницу Telegram Messenger LLP в британском реестре и указал, что регистрационные данные о компании - издателе Telegram "не являются секретом и доступны любому желающему".

Впоследствии, в апреле 2018 года, Telegram все же был заблокирован в России по решению Таганского районного суда из-за того, что не выполнил требование ФСБ о предоставлении ключей для расшифровки переписки пользователей. Иск был подан Роскомнадзором, в качестве ответчика по нему также указывалась Telegram Messenger LLP.

Павел Чиков, руководитель правозащитной группы "Агора", которая ведет дело о блокировке Telegram в России, не смог прокомментировать желание Павла Дурова ликвидировать Telegram Messenger LLP. Однако он отметил, что эти действия не являются частью дела, которое ведут юристы "Агоры".

По мнению юристов, ликвидация юрлица, фигурирующего в иске Роскомнадзора, не повлияет на положение мессенджера в России. "Если верить информации, представляемой самой компанией, у сервиса не менее 200 млн пользователей во всем мире, а в России на момент блокировки - всего 3,7 млн. С учетом того что противостояние с Роскомнадзором и переход на "нелегальное положение" не делают отечественный рынок хоть сколько-нибудь привлекательным для компании, ликвидировать ее с целью создания нового чистого юрлица не имеет никакого практического смысла", - считает управляющий партнер компании "УК "Право и Бизнес" Александр Пахомов.

Более того, на новую компанию будут распространяться ровно те же требования федерального закона, которые компания Дурова выполнять отказывается. Кроме того, причина блокировки мессенджера связана не с деятельностью конкретного юрлица, а с политикой Telegram, которую также не предполагается изменять радикально.

По мнению Александра Пахомова, скорее всего, речь идет о кардинальных изменениях структуры бизнеса Дурова, который помимо мессенджера включает в себя целый ряд как связанных, так и не связанных с ним проектов, например платформу для криптовалют. Согласно инвестиционному меморандуму, разработчики TON планировали запустить платформу до конца 2019 года, иначе они будут вынуждены вернуть средства инвесторам, вложившимся в нее в рамках ICO.

Старший юрист юридической фирмы GMT Legal Станислав Соколовский связывает ликвидацию Telegram Messenger LLP с вероятной реструктуризацией группы компаний в связи с тем, что компания была учреждена юридическими лицами Британских Виргинских островов (БВО) и Белиза. Изменения в законодательстве БВО, вступившие в силу 2 января 2019 года, вынуждают многие крупные компании в данный момент реструктурировать деятельность.

Как пояснил советник юридической фирмы CMS в России Константин Бочкарев, английское партнерство LLP (limited liability partnership, товарищество с ограниченной ответственностью) - это часто встречающаяся форма ведения бизнеса молодых интернет-компаний. Руководят таким товариществом сами партнеры, а не совет директоров, и если оно ведет деятельность за пределами Великобритании, партнеры самостоятельно платят налоги в своих юрисдикциях.

"Такая форма удобна только на ранней стадии - LLP можно быстро и недорого зарегистрировать, при этом Великобритания - это респектабельная юрисдикция. Однако когда компания начинает активно вести операционную деятельность, эта форма становится неудобной из-за сложностей, которые несет такой налоговый режим, а также риска ответственности партнеров", - пояснил Бочкарев. По его словам, ликвидация Telegram Messenger LLP - это скорее часть реструктуризации, характерная для интернет-компаний в зрелом состоянии. Кроме того, весной этого года Великобритания покинет Евросоюз, и многие компании, нацеленные на бизнес в Евросоюзе, покидают Великобританию, в том числе с помощью добровольной ликвидации.