Владимир Путин и Барак Обама, 11 ноября 2014 года
 
 
 
Владимир Путин и Барак Обама, 11 ноября 2014 года
Пресс-служба Президента России

Комментируя короткие беседы президентов РФ и США Владимира Путина и Барака Обамы в рамках прошедшего в Пекине саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), западная пресса пришла к выводу, что их общение свелось исключительно к обмену любезностями и было неловким.

Как с иронией пишет The Los Angeles Times, максимальное совпадение точек зрения, которое оказалось возможным между двумя лидерами на саммите, было продемонстрировано в диалоге, когда Обама коротко согласился с Путиным, предложившим коллеге оценить высокие потолки и изысканную резьбу по дереву в конференц-центре в Пекине вопросом по-английски: "Красиво, не так ли?". Серьезной беседы президентов по актуальным международным проблемам не получилось, впрочем, как писали СМИ и уверяли представители Белого дома и Кремля, она и не предполагалась.

Газета The Wall Street Journal увидела в этом мимолетном обмене репликами между Обамой и Путиным не согласие, а неловкость. Как заметили журналисты, Обама ответил "да" холодным тоном, не глядя на Путина. Он также проигнорировал его дружеское похлопывание по спине в момент рассаживания за столом переговоров. Как сообщалось, Путин, сделав это, занял свое место по левую сторону от лидера КНР Си Цзиньпина. Обама же сел справа от него и, по мнению WSJ, стал отрешенно наблюдать за происходящим, жуя антиникотиновые пастилки.

По данным The Los Angeles Times, лидеры РФ и США и их помощники договорились, что им невыгодно игнорировать друг друга. Несмотря на то, что Обаме не понравилось, что Путин не выполнил призыв мирового сообщества вывести войска с Украины, он не мог оттолкнуть от себя человека с таким влиянием в "горячих точек", говорится в статье, которую приводит в своем обзоре InoPressa.

Встреча Обамы и Путина должна была стать чуть ли не главной интригой саммита, однако никаких результатов от этого общения никто не ждал. Как в Белом доме, так и в Кремле подчеркивали, что двусторонних переговоров не запланировано, но не исключали, что президенты пообщаются неформально.

Подводя итоги кратких бесед двух лидеров, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил журналистам, что Путин и Обама поговорили "несколько раз". По его словам, главы РФ и США пообщались в кулуарах форума "на ногах". Он уточнил, что Путин и Обама, используя паузы в работе саммита, затронули "вопросы двусторонних отношений, ситуацию вокруг Украины, Сирии, Ирана". В свою очередь в Белом доме сообщили, что лидеры поговорили трижды, и общее время беседы составило около 15-20 минут. Как заявила представитель National Security Council Бернадетт Михэн, речь шла об Иране, Сирии и Украине.

Плед для первой леди КНР, триумфатор Си Цзиньпин и "статист" Обама

В числе других неловких моментов саммита, помимо обмена репликами Путина и Обамы, The Los Angeles Times упоминает холодное рукопожатие Си Цзиньпина и японского премьер-министра Синдзо Абэ, а также широко обсуждаемый в блогах и прессе жест любезности Путина по отношению к первой леди Китая Пэн Лиюань. Сидя рядом с супругой главы КНР в зрительской зоне на открытом воздухе, российский лидер накинул ей на плечи плед. Пэн Лиюань это не понравилось - не заботясь о реакции Путина, буквально через несколько секунд она сняла плед и передала его сопровождающему.

Впрочем, аналитики и бывшие дипломаты призывают не искать скрытый смысл в этих неуклюжих взаимных жестах, отмечая, что часто они обусловлены сценарием и просчитаны с целью "апеллировать к домашней публике", пишет издание.

La Repubblica тоже пишет о неловких моментах, которых не избежал Обама на саммите в Пекине. Си Цзиньпин добился своей цели, дав понять, что Китай намерен встать во главе рынка АТР, "подвергнув пересмотру" роль США. В этих условиях решающей для Пекина стала поддержка путинской России, находящейся в конфронтации с Западом. Обаме не удалось подорвать китайский план, хотя он и собрал в американском посольстве в Пекине представителей 12 государств, которые выступают в поддержку Транстихоокеанского партнерства, не включающего в себя ни РФ, ни Китай. Однако в конце концов страны АТЭС одобрили зону свободной торговли, инициатором которой стал Пекин, говорится в статье.

По мнению Die Zeit, Обаме на саммите пришлось довольствоваться ролью статиста. Остальные же участники форума демонстрировали свою симпатию к РФ и КНР, в частности, встретив аплодисментами заявление Си Цзиньпина, что Китай является ключевым партнером России в регионе и в будущем Москва будет отводить большую роль Азиатско-Тихоокеанскому региону.

Если год назад во время первой встречи с Обамой Си Цзиньпин говорил о "новом типе отношений между сверхдержавами", основанном на принципах равноправия, на саммите он продвигал совершенно другую идею, пришло к выводу издание. По мнению эксперта из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Бонни Глейзера, она состоит в том, что Китай должен находиться в центре мировой экономики и в будущем каждой стране придется учитывать его интересы.