ЦРУ применяло насильственные методы ведения допроса в отношении группы лидеров и высокопоставленных агентов "Аль-Каиды", сообщают действующие и бывшие чиновники сферы контртерроризма. По крайней мере, один сотрудник Центрального разведывательного управления был подвержен дисциплинарному наказанию за то, что грозил заключенному пистолетом во время допроса.
В случае Халида Шейха Мохаммеда, который, как предполагается, разработал план атак 11 сентября 2001 года, следователи ЦРУ использовали "градуированные" уровни силы, включая метод, известный как "погружение в воду", когда заключенного связывают, погружают в воду и заставляют поверить в то, что он может утонуть.
Применение подобных методов было утверждено серией секретных правил ведения допросов высокопоставленных заключенных из "Аль-Каиды", которые были одобрены министерством юстиции и ЦРУ, пишет издание The New York Times, перевод статьи которого публикует InoPressa.
Защитники этих правил утверждают, что применяемые методы до пыток не доходят и не нарушают американские законы, запрещающие пытки, и что их использование необходимо в войне против врага, силы и намерения которого можно изучить, только вытягивая информацию из зачастую не желающих сотрудничать заключенных.
Методы, применяемые ЦРУ, порой отличаются такой жестокостью, что высокопоставленные чиновники ФБР запретили своим агентам присутствовать на многих допросах ключевых заключенных. После терактов 11 сентября президент Буш подписал серию директив, санкционирующих ведение ЦРУ тайной войны против сети Усамы бен Ладена. Директивы дали разрешение ЦРУ убивать или захватывать лидеров "Аль-Каиды", однако неясно, одобрил ли Белый дом какие-либо конкретные правила ведения допросов.
Сейчас агентство весьма озабочено тем, что уголовные расследования и расследования, проводимые конгрессом, в отношении нарушений в подконтрольных Пентагону тюрьмах и других центрах содержания под стражей заключенных могут привести к расследованию обращения ЦРУ с арестованными агентами "Аль-Каиды". Это, в свою очередь, может вылиться в обнародование имен офицеров и их действий аналогично тому, как сейчас это происходит с деятельностью военных в иракских тюрьмах.
До сих пор агентство отказывалось предоставлять доступ независимым наблюдателям и правозащитным организациям к важным заключенным, которые содержатся в условиях большой секретности. Места их заключения содержатся в тайне, и, по словам одного из чиновников, президент Буш проинформировал ЦРУ, что он даже знать не хочет, где они находятся.
Санкционированные тактики - это преимущественно те методы, которые используются при обучении солдат американских сил специального назначения для подготовки их к ситуациям, когда они могут быть захвачены в плен. Тактики имитирую пытки, однако чиновники утверждают, что до серьезных травм дело не доходит.
По словам чиновников сферы контртерроризма, заключенных нередко переправляли в третьи страны, где их убеждали в возможности казни, или создавали видимость того, что их переправили в третьи страны. Заключенных избивали, топили в воде, лишали пищи, света и медицинской помощи, одевали им на головы капюшоны.
Среди офицеров ЦРУ растет озабоченность возможными последствиями совершенных ими действий. "Некоторые люди, участвовавшие в этом, уже давно беспокоятся, что в итоге появится новый президент, или изменятся настроения в стране, и их привлекут к ответственности, - поделился источник в разведке. "Теперь события развиваются даже быстрее, чем кто-либо мог ожидать".
Генеральный инспектор ЦРУ начал расследование смертей трех заключенных, содержавшихся ЦРУ в Ираке и Афганистане. К расследованию подключилось министерство юстиции.
В секретной системе ЦРУ содержится группа от 12 до 20 человек, некоторые - под прямым американским контролем, другие - под надзором иностранных правительств.
Программа допросов высокопоставленных заключенных принесла первые результаты после ареста в апреле 2002 года Абу Зубейды, близкого союзника бен Ладена, ответственного за вербовку агентов для "Аль-Каиды" в других странах и их доставку в тренировочные лагеря в Афганистане.
В ходе интенсивных допросов Абу Зубейда предоставил ценную информацию о Жозе Падилле, агенте "Аль-Каиды", участвовавшем в создании грязной бомбы. Он был арестован в мае 2002 года. Также именно Зубейда помог установить, что Мохаммед сыграл решающую роль в подготовке терактов 11 сентября.
В ходе первоначальных допросов Мохаммеда чиновники ЦРУ заподозрили, что он не проявляет должной готовности сотрудничать. Тогда ЦРУ одобрило применение более жестких методов.
Система содержания под стражей и допросов агентов "Аль-Каиды" ЦРУ функционирует согласно серии секретных юридических заключений юристов министерства юстиции и ЦРУ.
Эти юридические директивы внушают чиновникам, что если они проводят процедуры, которые являются нарушением американских законов, запрещающих пытки, или Женевских конвенций, то они не будут привлекаться к ответственности, если формально заключенные будут содержаться в тюрьмах других стран.
Администрация Буша приступила к реализации этой программы, когда агентства осознали, что некоторые задержанные в Афганистане располагают настолько ценной информацией, что их следует содержать отдельно от рядовых членов "Аль-Каиды", которых отправляли в военные инсталляции в Гуантанамо.
Долгосрочного планирования почти не проводилось. У ЦРУ первоначально не хватало следователей и мест содержания важных заключенных. После 11 сентября агентство начало поиск удаленных мест в дружественных странах по всему миру, где агентов "Аль-Каиды" можно было бы содержать в условиях секретности и относительной безопасности.
"После 11 сентября начались дебаты о том, как сделать так, чтобы люди исчезли", - заметил представитель американской разведки.
В результате была заключена серия секретных соглашений, позволивших ЦРУ использовать объекты в других странах без какого бы то ни было внешнего контроля.
До сих пор администрация Буша не раскрыла своих намерений относительно того, что она будет делать с высокопоставленными заключенными в будущем, и это позволяет ей держать их в тюрьме в течение неопределенного срока без адвокатов, судов и иных процедур. Как и многие другие заключенные Гуантанамо, агенты "Аль-Каиды" считаются боевиками незаконных формирований, а не военнопленными.
Некоторые чиновники предполагают, что часть заключенных могут судить в военных трибуналах или официально передать их другим странам, однако, по мнению экспертов по контртерроризму, поскольку администрация Буша так и не обозначила, когда и как "окончится игра" для этих заключенных, их могут оставить под стражей на неопределенный срок в новой тюрьме, построенной в Гуантанамо.