Представители американской разведки и Пентагона пришли к выводу, что Россия - один из главных союзников администрации Буша в борьбе с терроризмом - поставила Ирану оборудование и технологии, с помощью которых Тегеран построил два новых объекта в рамках своей ядерной программы.
Как пишет сегодня The New York Times , это самый свежий пример нарастающих проблем в отношениях администрации Буша со странами, которых она называет своими союзниками в борьбе с "Аль-Каидой" и другими террористическими группами.
Издание отмечает, что Пакистан рассматривается ЦРУ как поставщик ядерных технологий Северной Корее и как покупатель северокорейских ракет. В конце прошлой недели в Йемен прибыл корабль с северокорейскими ракетами, ранее перехваченный в море. Президент Буш и вице-президент Дик Чейни согласились "освободить" судно, после того как президент Йемена заявил Чейни, что США не имеют права вмешиваться в дела этой страны.
Как пишет газета в статье, перевод которой публикует Inopressa.ru, Иран всегда отрицал наличие у него ядерной программы, а Россия настаивает на том, что вся ее помощь направлена на развитие иранской энергетики. "Мы оказываемся в затруднительном положении, когда союзники, в которых мы так нуждаемся, относятся к проблеме распространения не так, как мы, - подчеркнул вчера высокопоставленный представитель администрации США. - С каждой неделей это становится все более очевидным".
The New York Times пишет: Россия давно признала, что оказывает Ирану помощь в развитии атомной энергетики, однако она всегда отрицала оказание этой стране помощи в создании оружия. Глава министерства по атомной энергии России Александр Румянцев заявил, что Иран не нарушает международные соглашения, строя два ядерных объекта, фотографии которых - они были сделаны с коммерческого спутника - были опубликованы на прошлой неделе. В то же время эти объекты вызывают серьезную обеспокоенность у США, подчеркивает газета.
На одной из фотографий изображен завод по производству тяжелой воды, которая имеет ключевое значение для создания плутониевой бомбы. На другой виден объект по производству высокообогащенного урана.
Во время визита в Россию в этом году президента Буша Владимир Путин заверил его в том, что Москва лишь помогает Ирану в строительстве двух ядерных ректоров для их последующего использования в мирных целях. Буш оспорил это утверждение, и разногласия по данному вопросу продолжают оставаться главным сдерживающим фактором на пути развития отношений между США и Россией.
Представитель Пентагона, внимательно наблюдающий за происходящим на иранских объектах, заявил в пятницу о причастности России "ко всем аспектам иранской ядерной программы", включая два вновь обнаруженных объекта.
Китай тоже долгое время содействовал развитию иранской ядерной программы.
Как подчеркнул представитель Пентагона, по оценкам экспертов военного ведомства, при содействии других стран Иран сможет получить расщепляющиеся материалы через несколько лет, а без помощи извне - только в конце десятилетия.
Американские эксперты считают, что в последние годы Иран умело пользуется лазейками, которые предоставляет Договор о нераспространении ядерного оружия.
Напомним, договор разрешает импортировать ядерные технологии, предназначенные для использования в мирных целях, а МАГАТЭ разрешено инспектировать только те объекты, которые страна объявит частью своей ядерной программы.
Усилия Ирана, направленные на получение помощи от Китая и России, далеко не всегда были успешными. Сделки с Китаем были прекращены в 1997 году, когда эта страна обязалась больше не развивать ядерное сотрудничество с Ираном. Место Китая заняла Россия, оставив без ответа вопрос о том, зачем богатой нефтью стране атомная энергетика.
В публичных заявлениях представители администрации Буша не придают особого значения иранским ядерным объектам, указывая на то, что пройдет еще много времени, прежде чем они станут представлять опасность. Однако некоторые официальные лица неофициально уже говорят, что террористические организации с большей вероятностью могут получить ядерные технологии у Ирана, чем у Ирака.
По мнению газеты, будущее российских контактов с Ираном в ядерной области остается неопределенным. Летом страны в принципе достигли соглашения о строительстве еще пяти ядерных реакторов, подобных тому, что строится в Бушере.
Однако через неделю после того, как об этом стало известно, Россия дала задний ход. После переговоров в Москве с министром энергетики США Спенсером Абрахамом Румянцев впервые заявил, что Россия намерена принять во внимание "политические факторы", прежде чем углублять свое сотрудничество с Ираном, подчеркивает газета.