Российский нейтронный детектор ДАН, установленный на борту марсохода NASA Curiosity, в пятницу был запущен в тестовом режиме и продемонстрировал успешную работу, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу разработчика - Институт космических исследований (ИКИ) РАН.
"Получена телеметрическая и научная информация, которая свидетельствует о штатной работе аппаратуры. Аппаратура ДАН проработала в течение одного часа штатно без замечаний и была выключена по команде", - заявили в институте.
Детектор ДАН ("Динамическое альбедо нейтронов") разработан в ИКИ под руководством завлабораторией космической гамма-спектроскопии института Игоря Митрофанова. Этот прибор является вкладом России в проект марсохода и одним из двух "иностранцев" среди 10 научных инструментов на его борту (второй - метеостанция REMS, созданная испанскими учеными).
Прибор представляет собой нейтронный "щуп" - нейтронный генератор прибора облучает поверхность планеты нейтронами высоких энергий и по свойству потока вторичных нейтронов определяет содержание водорода, а значит воды, а также гидратированных минералов. Зоны с большим количеством этих веществ представляют наибольший интерес для поиска следов жизни.
Ранее, в четверг, прибор был впервые включен и показал способность успешно работать в пассивном режиме, без включения генератора.
Марсоход Curiosity совершил успешную посадку на поверхность Мраса в районе кратера Гейла 6 августа. Его стоимость - 2,5 миллиарда долларов, вес - около тонны: это крупнейший роботизированный аппарат за всю историю исследования Марса.
При этом все аппараты NASA, отправленные на Марс, как правило всегда благополучно добирались до Красной планеты. Чего нельзя сказать о советских и российских попытках: один аппарат разбился при посадке, другой вышел из строя за минуту до приземления на поверхность в начале 1970-х. В ноябре прошлого года с космодрома Байконур на Марс была запущена автоматическая межпланетная станция "Фобос-Грунт".
Аппарат вышел на низкую околоземную орбиту, но по непонятным причинам на отлетную траекторию выйти не смог. В середине января он упал в Тихий океан.