Тьерри де Монбриаль: в XXI веке война останется способом решения конфликтов между государствами
 
 
 
Тьерри де Монбриаль: в XXI веке война останется способом решения конфликтов между государствами
AFP

Тьерри де Монбриаль, основатель и директор Французского института международных отношений, утверждает, что и в будущем войны будут оставаться одним из способов решения конфликтов. Как он рассказал в интервью газете Le Monde, "мы должны быть готовыми к тому, что практически весь XXI век пройдет под знаком потрясений, вызванных катаклизмами ХХ века".

По словам ученого, источники потенциальных конфликтов связаны с комбинацией двух факторов. "Прежде всего, это увеличение количества неконтролируемых или плохо контролируемых территорий, - отметил он. - Затем это распространение передовых технологий, которое потенциально позволяет всем группам – не только государствам, но и преступным группировкам – получать доступ к оружию массового уничтожения, прежде являвшемуся монополией крупных государств" (полный текст на сайте Inopressa.ru).

При этом, по его словам, войн стало меньше, к тому же количество жертв в расчете на одну войну имеет тенденцию к сокращению. Однако, как отметил ученый, сегодня в войнах существует "вопиющая асимметрия": так, в обоих конфликтах с Ираком число жертв со стороны стран Запада несопоставимо с десятками тысяч погибших иракцев. Самыми же кровопролитными войнами за последнее десятилетие были гражданские войны в Африке.

Однако риск классических войн между государствами не исчез, считает ученый. "Сегодня такие опасности существуют, и в предстоящие двадцать лет все возможно – в частности, многочисленные классические войны между Китаем и Тайванем, двумя Кореями, Индией и Пакистаном, - рассказал Тьерри де Монбриаль. - Классическая схема урегулирования территориального конфликта с помощью межгосударственной войны всегда существует. Тем более, что многие современные государства являются продуктом деколонизации. Существует потенциал для конфликтов из-за границ (начертанных на карте исходя из чисто искусственных критериев), из-за энергетических ресурсов, из-за воды. К этому следует добавить появление идеологии, о которой никто не думал четверть века назад – исламистского радикализма. Боюсь, что с ней мы будем сталкиваться еще достаточно долго".

С окончанием холодной войны ослабла перспектива великого ядерного противостояния между странами Запада и Советским Союзом – "апокалиптического обмена сотнями ракет", по словам ученого. Он считает, что эта угроза не исчезла окончательно. "Но если говорить о ближайших двадцати годах, о том, что я называю обозримым будущим (на пятидесятилетний срок прогнозы делать трудно), то угроза великой атомной ночи, под которой мы жили в эпоху холодной войны, действительно исчезла", - заявил Тьерри де Монбриаль.

На вопрос, не ограничивает ли глобализация торгового обмена риск войн между государствами, ученый ответил отрицательно. "Одна из величайших ошибок либеральной идеологии – вера в то, что простой рост торгового обмена является генератором мира, - рассказал ученый. - Мало того, что первая волна глобализации имела место перед Первой мировой войной (1914-1918): экономический обмен между Францией и Германией достиг своего исторического пика в 1914 году". Чтобы выстроить здание мира, нужна открытая экономика и структуры безопасности, но одной либерализации экономики недостаточно, считает ученый.