Зарубежная пресса публикует скептические оценки Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-3), подписанного президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, сообщает сайт InoPressa.ru.
На страницах газеты The New York Times свои возражения против СНВ-3 изложил влиятельный сенатор-республиканец Джон Кайл. Перед ратификацией договора, убежден сенатор, необходимо уточнить планы администрации Обамы по модернизации ядерного комплекса страны.
С самого начала, пишет Кайл, ему было ясно, что "он не может одобрить сокращение американских ядерных сил, если модернизации этих сил и инфраструктуры, которая их поддерживает, не будет уделено должного внимания". Администрация обязалась потратить больше средств на эту цель, но "значительные опасения по адекватности предложенного бюджета сохраняются".
Белый дом ранее предложил вложить в ядерный комплекс 80 млрд долларов в течение десяти лет, добавил 4,1 млрд долларов 12 ноября и еще немного на этой неделе. Однако, как говорится в докладной записке, только 10 млрд будут направлены на разработку новых вооружений, а основная часть в любом случае будет затрачена на текущие вопросы.
На прошлой неделе сенатор Кайл уже заявил, что законодатели не успеют рассмотреть СНВ-3 до конца года, напоминает газета. Но после этого заявления администрация стала особенно настойчиво стремиться продавить договор к Новому году, чтобы упрочить позиции президента и показать, что ситуация в стране по-прежнему под его контролем. Это особенно важно и после ослабления влияния демократов в Конгрессе, и ради улучшения отношений с Россией.
Заместитель государственного секретаря США по европейским вопросам Филип Гордон, например, заявил, что новое соглашение по СНВ - "важный шаг вперед в деле контроля над вооружениями", поэтому "было бы нелогично не ратифицировать его". "Все европейские страны, включая Восточную Европу, которую не заподозришь в чрезмерной снисходительности к Москве, поддерживают договор", - отметил он в интервью Le Figaro.
Действительно, ратификации договора с нетерпением ждут по крайней мере в Польше. Министр иностранных дел Радослав Сикорский со страниц французской Le Figaro призвал американских сенаторов одобрить СНВ и заявил: "Скажу прямо: мое правительство поддерживает ратификацию нового СНВ, потому что мы считаем, что оно укрепит безопасность нашей страны и Европы в целом".
Предусмотренная новым соглашением система контроля позволяет получать важную информацию, указывает Сикорский, но без этого договора проект американской ПРО в Европе может оказаться неполным. "Кроме того, новое соглашение - необходимый этап для будущих переговоров с Россией о сокращении ее тактических ядерных арсеналов и предпосылка для успешного возобновления действия ДОВСЕ".
"Мы в Польше не ощущаем непосредственной военной угрозы со стороны России. Тем не менее, складывается впечатление, что сегодня большая часть тактических и околостратегических боевых ядерных вооружений развернута к востоку от границ Польши на случай гипотетического конфликта в Европе. Возможность катаклизмов, которую таит в себе подобный конфликт, делает необходимым ограничить, а со временем и вовсе уничтожить эти остатки холодной войны. Надеюсь, американские сенаторы учтут точку зрения Варшавы", - пишет шеф польской дипломатии.
"Не правы ни те, ни другие". - пишет журнал Foreign Policy, характеризуя СНВ-3 как "довольно бессмысленное соглашение о сокращении вооружений".
Администрация Обамы и ее сторонники утверждают: если СНВ-3 не ратифицировать до конца года, безопасности США будет нанесен "существенный ущерб". Некоторые представители республиканцев, напротив, убеждены, что ратификация этого документа поставит Америку в стратегически "невыгодное положение" по отношению к России.
"Через несколько месяцев мучительных переговоров стало очевидно, что Россия не заинтересована в радикальном сокращении своих ядерных арсеналов", а по количеству развернутых систем доставки она уже сейчас соответствует условиям договора. "Все менее реалистичными" выглядят и обещания Обамы относительно дальнейших сокращений, поскольку российская сторона готова обсуждать тактическое ядерное оружие лишь при условии, что США уберут свой сравнительно скромный арсенал этих средств из Европы, пишет автор статьи Джеми Флай.
Критика договора с правого фланга "исполнена наилучших побуждений, но преувеличена", говорится в статье. Критиковать Обаму следовало бы не за незначительность фактических сокращений, а за "причудливое видение ядерного разоружения" и недостаточное внимание в этом плане к Северной Корее и Ирану. Обоснованными кажутся автору возражения республиканцев по поводу ограничений, которые СНВ-3 накладывает на американскую систему ПРО, а также претензии к Обаме, что он "воздерживается от критики в адрес России - за ее отвратительный послужной список в сфере прав человека, за усилившееся удушение свободы слова и оккупацию Грузии".
"Перезагрузка" в российско-американских отношениях обречена независимо от того, будет ли ратифицирован СНВ-3 или нет, считает обозреватель. Ратифицировать договор нужно, но не раньше, чем Сенат "примет во внимание военно-стратегическую доктрину США, в том числе потребность в жизнеспособном ядерном арсенале".
Скоро год, как державы не связаны договором об ограничении вооружений
В Москве не перестают надеяться, что американские сенаторы найдут время и возможность проголосовать до конца года. Как сказал 17 ноября замглавы МИД Сергей Рябков, в полном объеме сохраняется установка российского руководства о том, что ратификационные процессы в РФ и США должны быть синхронизированы. Отвечая на вопрос о том, к каким последствиям может привести перенос голосования в Вашингтоне на начало следующего года, Рябков сказал: "Не хотелось бы заниматься теоретизированием, это было бы не лучшим исходом проделанной нами работы".
Белый дом форсировал ратификацию Договора СНВ еще до промежуточных выборов в Конгресс, однако незадолго до них представители администрации признали, что добиться этого вряд ли удастся.
Договор СНВ-3 был подписан президентами Бараком Обамой и Дмитрием Медведевым в Праге 8 апреля. Срок действия предыдущего договора истек в декабре прошлого года. Документ начнет действовать только после одобрения его Конгрессом США и обеими палатами российского парламента.
Срок действия нового Договора - 10 лет. Согласно документу, стороны обязуются за семь лет сократить примерно на треть свои ядерные арсеналы и более чем вдвое понизить предельный уровень для стратегических носителей.
Договор также предусматривает связь между стратегическими оборонительными и наступательными вооружениями, запрещает размещение стратегических наступательных вооружений на территории третьих стран, а взаимосвязь ПРО и СНВ, на чем настаивали российские переговорщики, нашла отражение в преамбуле документа.