Де Голль боялся, что Шестидневная война положит начало новому международному конфликту
 
 
 
Де Голль боялся, что Шестидневная война положит начало новому международному конфликту
Архив NEWSru.com

Президент Франции, генерал Шарль де Голль, опасался, что Шестидневная война 1967 года, в результате которой Израиль завоевал ряд арабских территорий, спровоцирует Третью мировую войну. Об этом свидетельствуют данные Национального архива Великобритании, обнародованные вчера британским министерством иностранных дел, сообщает Daily Telegraph (перевод на сайте Inopressa.ru).

Апокалиптический сценарий де Голля вылился в попытку положить начало четырехстороннему мирному процессу с участием Франции, России, Великобритании и США. В 1967 году генерал доверился премьер-министру Великобритании Гарольду Уилсону, который обсудил эту идею с только что вступившим во власть американским президентом Ричардом Никсоном во время его первого официального визита в Европу в 1969 году.

Новый четырехсторонний договор должен был предотвратить развязывание арабами войны на истощение в ответ на захват Израилем Синайского полуострова, Западного берега, сектора Газа и Голанских высот.

Арабские страны обвиняли США и Великобританию в том, что они обеспечивали Израиль военной авиационной техникой, в то время как русские поставляли в Египет свои МИГи.

Во время американо-британской встречи на Даунинг-стрит, которая состоялась в феврале 1969 года, британский премьер-министр изложил Никсону апокалиптическую точку зрения де Голля и "заявил, что было же желательно сделать все, что в их силах, чтобы помочь Франции. Он был уверен, что де Голль искренне боялся третьей мировой войны, которая может начаться из-за ситуации на Ближнем Востоке".

Президент Никсон выразил понимание обеспокоенности де Голля и отметил, что заключение четырехстороннего договора, возможно, в состоянии урегулировать ситуацию. Усилия генерала де Голля можно поддержать, подчеркнул Никсон, если он докажет, что он действительно работает во имя мира, а занимается маневрированием".

В то время уже было известна реакция главы советского правительства Косыгина: в то время он выступал против проведения четырехсторонней встречи .

Советник по национальной безопасности Никсона, Генри Киссинджер, предложил создать демилитаризированные зоны и ввести на Ближний Восток силы безопасности ООН. Однако он оказался не готов добиваться от Израиля согласия на ядерное нераспространение в качестве ключевого условия подписания четырехстороннего договора.

Уильям Роджерс, госсекретарь США, подчеркивал, что Америка не готова подчиниться давлению Великобритании, Франции и России и заставить Израиль сделать то, чего они не могут одобрить. Роджерс предупреждал, что нет смысла заводить дискуссию о выводе израильских сил с территорий до тех пор, пока еврейскому государству не будет гарантирована безопасность. Незадолго до встречи с Никсоном правительство Уилсона приняло решение об отмене эмбарго на военные поставки в Израиль, которое было наложено двумя годами раньше. Когда же чуть позже президент США поехал в Париж на переговоры с де Голлем, то обнаружил, что генерал уже не столь озабочен идеей заключения четырехстороннего договора.