Посетители Еврейского музея в Нью-Йорке сейчас в первую очередь изучают карту российской империи, где особо обозначен город Витебск. Там в 1907 году начался творческий путь Марка Шагала. Эпиграфом к выставке ранних работ Шагала в Нью-Йорке организаторы выбрали его ответ, прозвучавший в одном из интервью: "Почему я все время пишу Витебск? С этими картинами я создаю свою собственную действительность. Я воссоздаю свой дом".
Эти 54 работы русского и советского авангардиста еще никогда не выставлялись не только в Нью-Йорке, но и в западном полушарии вообще. Они написаны еще до того, как Марк Шагал стал комиссаром искусств витебской губернии, до того, как вынужден был покинуть страну и переехать во Францию. Полотна представлены Третьяковской галереей, Русским музеем и частными коллекционерами из Петербурга, Москвы и Витебска.
В романтическом мире Шагала, говорит старший куратор Еврейского музея Сьюзен Гудмен, есть что-то от русской сказки, что-то от еврейского праздника, что-то даже от хулиганской частушки.
"Стиль Шагала формировался не столько под воздействием окружающего мира, сколько под влиянием его воображения, его воспоминаний. И многие работы уникальны именно своей неповторимой индивидуальностью", - считает Гудмен.
Индивидуальность в большевистской России не приветствовалась. В 1922 году Шагал навсегда уехал из страны, но даже в Париже он рисовал Витебск. Теперь улицы этого города, такие, как их представлял художник, почтут за честь разместить у себя лучшие галереи мира.