С трудом достигнутое только в мае российско-американское соглашение по атомной энергетике может стать первой "жертвой" дипломатического охлаждения из-за Грузии "Это соглашение наверняка станет первой жертвой событий в Грузии", – говорит Роберт Нурик, эксперт по нераспространению ядерного оружия из Monterey Institute of International Studies
ВСЕ ФОТО
 
 
 
С трудом достигнутое только в мае российско-американское соглашение по атомной энергетике может стать первой "жертвой" дипломатического охлаждения из-за Грузии
Архив NEWSru.com
 
 
 
"Это соглашение наверняка станет первой жертвой событий в Грузии", – говорит Роберт Нурик, эксперт по нераспространению ядерного оружия из Monterey Institute of International Studies
voanews.com
 
 
 
Российско-американское соглашение по ядерной энергетике положило бы конец десятилетиями проводимой в США (и демократами и республиканцами) политике широкой торговли ядерными материалами между Россией и США
Вести

С трудом достигнутое в мае российско-американское соглашение по атомной энергетике может стать первой "жертвой" дипломатического охлаждения из-за Грузии. Предполагалось, что этот договор ознаменует начало новой эры сотрудничества в сфере гражданской атомной энергетики. Президент США Джордж Буш ранее направил документ на рассмотрение в Конгресс, однако теперь он готовится отказаться от достигнутых договоренностей, пишет The New York Times, ссылаясь на представителей президентской администрации США. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)

"Это соглашение наверняка станет первой жертвой событий в Грузии", – говорит Роберт Нурик, эксперт по нераспространению ядерного оружия из Monterey Institute of International Studies.

Назревающий крах соглашения по атомной энергетике, которое прежде было одной из приоритетных задач Буша, является самым серьезным на данный момент следствием ухудшения американо-российских отношений после событий вокруг Грузии. В отличие от прочих, скорее символических жестов, перспектива которых сейчас обсуждается в Вашингтоне (например, исключения России из "большой восьмерки"), срыв соглашения по атомной энергетике предполагает осязаемые последствия, которые в будущем могут обойтись России в миллиарды долларов, считает издание.

Однако это также будет означать аннулирование ключевой инициативы Буша в концепции безопасного распространения "мирного атома".

- Конгресс настроен "проучить" Москву. А Буш сначала посмотрит, что скажет Европа

Российско-американское соглашение по ядерной энергетике положило бы конец десятилетиями проводимой в США (и демократами и республиканцами) политике широкой торговли ядерными материалами между Россией и США, а также передачи технологий и совместных исследований. Оно также расчистило бы путь для России с точки зрения ввоза, хранения и, возможно, переработки отработанного ядерного топлива, которое американцы поставляют на реакторы по всему миру. Для России это стало бы прибыльным бизнесом, а США смогли бы строить атомные электростанции в уверенности, что радиоактивные отходы не окажутся в ненадежных руках, считает газета.

Пресс-секретарь Белого дома Дана Перино уже заявила, что развитие событий (вокруг соглашения) будет иметь последствия для России, но отказалась вдаваться в подробности.

Но некоторых эксперты по России и специалисты в вопросах нераспространения ядерного оружия не сильно верят в преимущества Штатов. По их мнению, вариантов возможных мер у Буша немного.

Как сообщает The New York Times, США уже имеют сходные соглашения с Европой, Китаем, Японией и другими странами. С Россией эта тема обсуждалась в июле 2006 года, когда президент Буш поднял ее во время своего визита в Россию.

Правительства двух стран потратили два года на составление официального соглашения, которое было подписано в Москве в мае за день до того, как Владимир Путин, ныне являющийся премьер-министром, сложил президентские полномочия.

Соглашение не требует утверждения в Конгрессе, но до вступления в силу должно быть изучено на Капитолийском холме в течение 90 дней во время официальной сессии законодателей. Конгресс также в праве заблокировать соглашение, если против него проголосует большинство в обеих палатах, либо одобрить его в упрощенном порядке, не ожидая истечения срока.

Конгресс настроен "поучить" Москву. А Буш сначала посмотрит, что скажет Европа

В американском Конгрессе к соглашению уже отнеслись с глубоким скептицизмом, так как Россия противится ужесточению мер в отношении Ирана из-за его ядерной программы. Тем не менее у документа оставались некоторые шансы, пока не случился российско-грузинский конфликт, пишет издание. Теперь Конгресс не проголосует за соглашение, считают в администрации Буша.

Нынешний кандидат в вице-президенты США сенатор-демократ Джозеф Байден ранее внес предложение к обеим партиям одобрить соглашение. Но сегодня он не решается прогнозировать, что соглашение будет принято. А член Палаты представителей Говард.Берман сообщил, что реальные проблемы (с поддержкой соглашения среди сенаторов) "существовали даже до Грузии". "Теперь началось все это, и желание принимать такое соглашение вообще отпало", - поясняет депутат.

Высокопоставленный сотрудник администрации Буша сообщил The New York Times, что президент уже в ближайшее время может официально объявить снятии этого документа с рассмотрения Конгресса. Представители администрации говорят, что, таким образом дадут Москве кое-что понять. Однако они не отрицают возможности вторичного внесения документа в Конгресс в будущем году, если напряженность спадет.

Другие сотрудники администрации просят не спешить с выводами, отмечая, что Буш пока не принял окончательного решения и, возможно, посмотрит, чем окончится встреча глав государств ЕС, намеченная на понедельник.

Некоторые сторонники соглашения предлагают просто ничего с ним не делать, так как в нынешнем году 90-дневный срок все равно не будет соблюден и потребуется в будущем году начать отсчет вновь.

Со своей стороны, критики соглашения говорят, что президенту следует не только снять его с рассмотрения, но и поклясться не вносить его вновь в будущем году. "Если эти меры не будут приняты, то к жестким заявлениям администрации можно будет относиться как к "белому шуму" – бессмысленным радиопомехам", – сказал Генри Д.Соколски, исполнительный директор Nonproliferation Policy Education Center (Вашингтон).