НТВ

Президент Чечни Рамзан Кадыров призывает гуманитарные организации передислоцироваться в Чечню - до сих пор некоторые из них предпочитают держать свои офисы и склады гуманитарной помощи за пределами республики. Но глава комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина считает эти требования незаконными, сообщает газета "Время новостей". Кроме того, вопрос о дислокации гуманитарных миссий должен быть согласован с федеральными властями.

"Гражданское содействие" утверждает, что необходимости в перебазировании нет, и свою деятельность комитет может осуществлять на любой территории, хоть бы на ней и не было расположено официальных представительств. По сведениям издания, "из 30 с лишним российских и зарубежных гуманитарных (и правозащитных) организаций большинство уже давно открыли офисы в Грозном, потому что так действительно удобнее работать".

Мотивом президента является, возможно, "ревность" к соседним, более спокойным республикам - Ингушетии, Северной Осетии и Кабардино-Балкарии, откуда еще не все правозащитные организации вернулись в Чечню. Президент хочет доказать, что работе гуманитарных миссий опасности не угрожают. Он поручил вице-премьеру Леме Магомадову обеспечить переселение штаб-квартир всех благотворительных фондов, работающих на территории Чечни, непосредственно в республику. Правда, доказать утверждения о безопасности в республике властям будет трудно, потому что вскоре после заявления Кадырова о том, что Чечня очищена от боевиков, произошло очередное нападение на семьи сотрудников правоохранительных органов в райцентре Ведено.

Напомним, что некоторые правозащитные организации по разным причинам отказались приехать в Грозный на правозащитную конференцию, назначенную на 1 марта. Среди них были Московская Хельсинкская группа, комитет "Гражданское содействие", Amnesty International и Human Rights Watch.

Теперь президент хочет размещения всех правозащитников в республике на постоянной основе. Отвергая обвинения в давлении, он заявил: "Мы никому не диктуем свои условия, нам это в голову не приходит. Но если гуманитарные организации ставят перед собой цель помочь Чеченской Республике и ее народу в сжатые сроки выйти из непростой экономической ситуации, то работать мы должны рука об руку". Уполномоченный по правам человека в Чечне Нурди Нухажиев при этом усомнился, что гуманитарные организации, еще не перебазировавшиеся в Чечню, имеют какое-то отношение к защите прав человека: "За время чеченской трагедии сложилась когорта деятелей, которых Чеченская Республика, возрождающаяся на глазах, никак не устраивает. Действительные правозащитники давно работают на территории Чечни и шаг за шагом решают конкретные проблемы людей".

"Время новостей" отмечает также, что Нухажиев отделил правозащитные организации от гуманитарных миссий. Грозный хочет перевода в Чечню складов гуманитарной помощи. В связи с этим вспоминается изгнание в феврале 2006 года из Чечни Датского совета по беженцам, который, по сведениям издания, "в годы конфликта реально кормил чуть ли не четверть населения республики". Поводом послужил "Карикатурный скандал". Однако через месяц датчане вернулись в республику.

Примечательно, что чеченские власти требуют возвращения гуманитарных организаций очень настойчиво. По данным газеты "Новые известия", "руководитель департамента внешних связей президента и правительства ЧР Рамзан Лечхаджиев предупредил, что деятельность организаций, не переехавших в Чечню, может быть приостановлена". Радио "Свобода" добавляет к этому, что гуманитарным организациям будет дано две недели на раздумье, после чего руководителей миссий еще раз соберут в Грозном и будут решать, кому позволят остаться, а кого выдворят из республики. Условия сохранения присутствия благотворительных фондов в Чечне - перебазирование на территории республики своих офисов и складов, постановка на налоговый учет и найм на работу местных жителей.

Хотя Светлана Ганнушкина опасается давления и попыток усиления контроля, организации, уже работающие в Чечне, а именно Красный Крест и "Врачи без границ", заявили НИ, что не чувствуют в своей работе какого-либо давления.