Сегодня в нижней палате парламента председатель Госдумы Борис Грызлов собирается спросить у министра энергетики РФ Сергея Шматко, откуда в России берется бензин Аи-98. Дело в том, что во вторник спикер, похваставшись тем, что окончил школу с золотой медалью, признался, что не понимает, откуда эта марка топлива поступает на российские бензоколонки. Об этом пишут "Новые известия".

80-й бензин, как известно, получается в процессе крекинга, а дальше используются присадки, которые составляют примерно 10% смеси, поступающей в мотор. Именно они повышают октановое число бензина до 92 или 95.

"А вот откуда берется 98-й бензин на наших бензоколонках, я как человек, который окончил школу с золотой медалью, не могу сказать. Вряд ли мы его получаем из Швеции. Поэтому вопрос о тех бензинах, которыми кормят наши машины, актуальный и жесткий", – сказал Грызлов, предваряя сегодняшнее совещание.

"НИ" без труда удалось узнать "формулу" 98-й марки автомобильного топлива. Прямогонный бензин подвергают гидроочистке в специальных условиях, затем разделяют на фракции НК-85oС и 85oС-КК. Первую подвергают изомеризации, вторую - риформингу. Получают продукт каталитического риформинга, 10% которого разгоняют с выделением третьей фракции 110oС-КК. Ее, бензин каталитического риформинга, алкилат и изомеризат смешивают в количестве соответственно 25, 35, 25 и 15% от массы смеси, к полученному продукту добавляют 12 масс метилтретбутилового эфира.

Так описан прцесс получение бензина Аи-98.

Это способ изготовления высокооктанных бензинов без добавления этиловой жидкости, которое запрещено в РФ с 2003 года, меньше загрязняет окружающую среду. Замначальника отдела автомобильных и авиабензинов ВНИИ нефтепереработки Галина Романова сообщила, что весь бензин Аи-98, произведенный в РФ, который тестировали в институте, никогда не вызывал сомнений в качестве, как и все марки заводских бензинов.

Однако 98-й бензин производят далеко не все, даже кто имеет на это разрешение. По данным начальника указанного отдела Вячеслава Емельянова, из 27 российских НПЗ этот продукт изготавливают не более 8 предприятий. Поэтому из общего объема производства 2008 года в 38 млн тонн Аи-98 составляет всего 0,3%.

Как поясняет эксперт, большего количества и не требуется, ведь в России очень мало машин, использующих эту марку топлива.

"Московский НПЗ не производит эту марку, потому что его 20-тонное хранилище по три месяца не может освободиться – держит "мертвый груз"! Поэтому ее производят заводы, у которых есть 5-тонные резервуары", - говорит он.

Есть в России и импортный 98-й – его завозят из Финляндии и в основном он реализуется на территории Ленобласти, где расположена сеть АЗС финской компании.

Владелец сети бензоколонок в Волгоградской области рассказал "НИ", что завозит 1 цистерну (60 тонн) 98-го, заказывая ее через финнов не чаще чем раз в полгода, и то только для узкого круга клиентов - настолько мал спрос.

"Чтобы как-то поднять продажи, одна из сетей открыла в Москве три АЗС, где из двух резервуаров торговали тремя бензинами: при необходимости смешивали 98-й и 92-й и получали наиболее востребованный 95-й", – рассказал Емельянов. Все шло хорошо пока не поднялся шум. Оказывается, любое смешивание нефтепродуктов у нас приравнивается к производству. Так, такое "серое" производство 95-го прикрыли.

Специалисты считают, что нам необходимо срочно законодательно закреплять ответственность за глубину переработки сырья и качество продуктов на мини-НПЗ и отдельных АЗС. По информации Российского топливного союза, доля суррогатного топлива на нашем рынке достигает 30%, а летом – всех 50%. Подделывают, кстати, в основном 95-й бензин, как топливо массового спроса.

Владельцы топливных баз и АЗС добавляют в него солярку или "самоварные" смеси. И если в Москве каждая четвертая иномарка выходит из строя из-за некачественного бензина, то в других российских регионах ситуация c качеством топлива еще хуже.