ВСЕ ФОТО

Повод: США вводят санкции против Белоруссии из-за нарушений в области демократии


После референдума 17 октября внешняя политика Белоруссии оказалась в полном тупике. На Западе результат голосования был воспринят как очередное проявление местного авторитаризма. Белорусские власти, впрочем, проведшие мероприятие в классическом советском стиле: для тех, кто за - пиво в буфетах избирательных участках, для тех, кто против - ОМОН с дубинками, - находятся в непреодолимой конфронтации с Западом еще с тех пор, как Лукашенко отбыл свой первый президентский срок.

Традиционно во время обострения взаимоотношений с Западом Александр Лукашенко форсирует "союзнические" взаимоотношения с Москвой. В двусторонних отношениях Москвы и Минска со стороны Белоруссии обычно исходят политические инициативы: о форсированной интеграции и тому подобных эфемерных понятиях. Москва предпочитает выдвигать на первый план экономическую интеграцию. Речь идет о приватизации белорусских предприятий с участием российского капитала, и об унификации законодательства, об объединении денежных систем. Переход Белоруссии на российский рубль становится для Кремля основной задачей интеграции.

В последнее время все экономические преференции для Белоруссии Москва обуславливает согласием Минска отказаться от собственной валюты. Для подготовки финансовой системы Белоруссии к объединению Россия выделяет кредиты. Москва заявляет, что готова снизить цены на газ только при готовности белорусской стороны объединять денежные системы на российских условиях.

Таким образом Россия нащупала узловое звено интеграции с Белоруссией, ухватившись за которое, собирается вытащить всю цепь. Переход Белоруссии на российский рубль лишает ее реального контроля над своей финансовой системой, а, следовательно, над экономикой. Белорусский суверенитет становится символическим, а присоединение Белоруссии к России - необратимым.

Однако переход на российский рубль на условиях Москвы лишает Лукашенко значительного куска власти. Велик ли ресурс сопротивляемости белорусского президента при растущей зависимости белорусского режима от России? Сможет ли он продлить на третий срок пребывание у власти без поддержки из Кремля? Практически любое жесткое решение Запада, затрагивающее и без того измученную советизацией белорусскую экономику только приближает ответ на эти вопросы.

Выгода Москвы от экономического давления, предпринятого Западом на Белоруссию прямая - интеграция (а фактически присоединение Белорруссии) произойдет на тех условиях, которые продиктованы в Кремле. А с нею и реанимация империи, иллюзия возвращения статуса великой державы. Санкции, введенные Соединенными Штатами против режима в Минске только облегчат России путь: она окажет помощь союзнику, поглотив его.