Cкоропостижная смерть многолетнего вождя (сердара) туркмен Сапармурада Ниязова оставила страну фактически без власти Более того, у Ниязова не было ни своего клана (он сирота), ни команды – вождь при жизни тасовал вокруг себя людей, как карточную колоду
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Cкоропостижная смерть многолетнего вождя (сердара) туркмен Сапармурада Ниязова оставила страну фактически без власти
НТВ
 
 
 
Более того, у Ниязова не было ни своего клана (он сирота), ни команды – вождь при жизни тасовал вокруг себя людей, как карточную колоду
НТВ
 
 
 
Туркменский чиновный аппарат все годы при Туркменбаши жил в страхе и ожидании отставки и репрессий
НТВ

Cкоропостижная смерть многолетнего вождя (сердара) туркмен Сапармурада Ниязова оставила страну фактически без власти. Система управления государством, созданная Сапармуратом Туркменбаши, фактически была ориентирована на одного человека – на него самого.

Ни один из институтов, кроме президентской власти, в Туркменистане ничего не значит. Более того, у Ниязова не было ни своего клана (он сирота), ни команды – вождь при жизни тасовал вокруг себя людей, как карточную колоду.

Туркменский чиновный аппарат все годы при Туркменбаши жил в страхе и ожидании отставки и репрессий. В среднем министр на своем месте сидел не дольше полугода, потом отправлялся в пустыню на народные стройки или в тюрьму. Но Ниязов не оставил преемника, - и борьба за власть в Туркмении не имеет очевидного исхода.

Часть наблюдателей считают, что президентские выборы пройдут под полным контролем туркменских силовиков. На роль отца всех туркменов претендуют сразу несколько человек. Во-первых, это 39-летний сын Ниязова Мурад, "питерский юрист" по образованию. Несколько лет назад отец поручил ему управлять главной доходной отраслью страны - нефтегазовой. Ниязов-младший постоянно живет в Вене.

Другим возможным преемником является начальник личной охраны Туркменбаши Акмурад Реджепов. Он дольше остальных смог продержаться у трона Ниязова и считался его "серым кардиналом". Сын Бориса Шихмурадова видного туркменского оппозиционера, брошенного Ниязовым в тюрьму, - Мурад считает, что под командованием Реджепова «целая армия, которая охраняла не только Туркменбаши, но и основные государственные объекты, сопровождала президента во всех его поездках. Более того, генералу Реджепову удалось расставить своих людей на ключевые посты во все силовые структуры. Минобороны и МВД сейчас возглавляют не кадровые военные и милиционеры, а бывшие сотрудники личной охраны Ниязова".

Другие знатоки туркменских политических нравов признают, что Акмурад Реджепов - самый влиятельный из силовиков, однако его служба охраны и по количеству штыков, и по влиятельности в регионах, намного уступает и министерству национальной безопасности, и министерству внутренних дел, не говоря уже об армии.

Однако возможен и "синтетический вариант" по образцу сирийского или азербайджанского: по договоренности внутри правящей элиты место преемника занимает ближайший родственник - Мурат Ниязов. А его кандидатуру поддерживает Акмурат Реджепов, - с выгодой для себя: сын Ниязова не имеет поддержки внутри Туркменистана и будет полностью зависеть от своего покровителя и возможностей его организации.

Кто бы ни заменил Ниязова, он должен будет в первую очередь взять под контроль газовый экспорт – основной источник доходов страны (а по слухам – в основном лично Ниязова).

Смерть сердара может привести к проблемам: согласно подписанным в январе 2006 года соглашениям Газпромэкспорта, Нафтогаза Украины и Rosukrenergo поставки газа на Украину идут из Туркмении, Узбекистана и Казахстана. В этом году Газпромэкспорт и Нафтогаз Украины должны купить в Туркмении 41 млрд. кубометров газа. Срыв этих поставок приведет к проблемам и для Газпрома, и для его клиентов.

При этом не факт, что человек, который получит власть, будет сильно отличаться от Сапармурата Ниязова, потому что он наверняка понимает, что в условиях Туркмении власть можно поддерживать только на репрессивных мерах, как это делал Ниязов. Если он этого делать не будет, то тогда его управление может оказаться кратковременным.