"Комиссия РАН опубликовала сегодня меморандум "О лженаучности гомеопатии".
В строгом соответствии с заголовком в документе констатируется, что гомеопатия является лженаукой", - пишет блогер в "Живом журнале".

"Государству рекомендовано отказаться от использования гомеопатических методик и препаратов в работе медицинских учреждений. В фармацевтике рекомендуют ввести специальную маркировку гомеопатических лекарств, предупреждающую об их бесполезности".

"Есть огромное количество вспомогательных общеукрепляющих методик, в диапазоне от поста и молитвы до физиотерапии и банального ЗОЖ, применение которых вместо активного вмешательства современной медицины в острой фазе заболевания может привести к тяжким последствиям для здоровья, включая смерть пациента. На мой взгляд, это не дает оснований утверждать, что вред здоровью наступил вследствие поста, молитвы, физиотерапии или ЗОЖ. Отказ пациента от обращения к помощи профильного медицинского специалиста - это полностью самостоятельная проблема, а не какой-то уникальный результат приема гомеопатических шариков внутрь.

Утверждение Комиссии РАН об опасности гомеопатии для здоровья - не вывод из научных исследований, а банальное шельмование и подмена понятий. Гомеопатия действительно будет опасна, если использовать ее вместо хирургии - но если использовать ее вместе с подтвержденно эффективными методами медицинского вмешательства, то она не более опасна для жизни и здоровья, чем утренняя гимнастика, ЛФК или ЗОЖ".

"Очень часто средства, в которые человек не верит, не действуют на него именно потому, что он в них не верит. И нет решительно никакой проблемы, с точки зрения медицинской науки, в том, чтобы 200 лет, или 2000 лет, использовать для терапии те практики, в которых конкретный механизм полезного воздействия наукой пока не установлен. Так что аргумент "мы не знаем, как это работает" не кажется мне убедительным".

"Вся история про здоровье/нездоровье, про лечение/излечение - это не про анализы, биопсию и данные вскрытия. Это, извините ребята, история про самочувствие.

Пациент приходит к врачу не со съехавшей формулой крови и не со стеклышками гистологии. Он приходит со своим страданием. Задача врача - это страдание облегчить, любой ценой. Так видит свою цель, например, израильская медицина, и не случайно в Израиль из Америки богатые люди лечиться едут, а в обратную сторону - никогда".

"Облегчить страдание больного могут не только антибиотики, цитостатики, иммунодепрессанты, пробирочный эффект которых описан в peer reviewed журналах.
Страдание пациента могут облегчить очень разные факторы и агенты: друзья и родственники, животные, музыка, клоуны, религия, чтение, дизайн больничных интерьеров.

Наука может, конечно, измерить эффект каждого из этих методов воздействия на самочувствие пациентов. Может, но не обязана. Имеет право и вообще отказаться исследовать. Потому что для науки нет, в сущности, разницы между живым и трупом.
И то, и другое - объект беспристрастного peer reviewed исследования, с применением статистических методов для рандомизации результатов".

"Для практической медицины разница есть. Задача практической медицины - облегчить любое человеческое страдание. Всеми способами, включая ненаучные, лженаучные, антинаучные на сегодняшний день.

Может быть, через 20, 200 или 2000 лет наука сумеет описать конкретные механизмы влияния веры пациента на эффективность его лечения. И тогда эта вера будет стимулироваться таблеткой, уколом, электродами. Но на сегодня все, что популярная наука может сказать - "Это мы не проходили, это нам не задавали".

"Я очень за науку, я очень против лженауки. Зря, что ли, шесть лет естественнонаучное медицинское образование получал. Но когда эта борьба ведется методами комиссаров в пыльных шлемах, в одной отдельно взятой стране с дисфункциональной медицинской наукой и полностью дегуманизированной практикой, с канонической апелляцией к Путину, чтоб срочно запретил, то у меня нет ни малейшей веры в пользу и состоятельность этих усилий.

Гомеопатия мне, допустим, не поможет - а что вы, ребята, предлагаете взамен?
Медико-экономические стандарты им. Голиковой? Импортозамещение им. Мантурова?
Оптимизацию им. Печатникова? Святую веру в неизлечимость диагнозов, излечение которых пока не описано в peer reviewed журналах?

Конечно, люди, которые борются со лженаукой, не ответственны ни за современное состояние российской медицины в научном плане, ни за ее дегуманизацию в плане практическом. Я их в этом и не виню. Я просто констатирую, что слухи об угрозе гомеопатии для жизни и здоровья россиян преувеличены, не основываются на научных данных, и использование авторитета РАН для их тиражирования больше вредит авторитету Академии, чем способствует укреплению чьего бы то ни было здоровья".