Экономист в передаче "Выбор ясен" рассуждает об итогах Петербургского международного экономического форума, анализирует позицию представителей экономического блока правительства и озвучивает собственный прогноз по поводу возможности выхода из кризиса и перспектив проведения структурных реформ.
"В декабре 2014 года мы оказались жертвами масштабного падения рубля. ЦБ оказался в трудном положении, но принятые решения (переход на плавающий курс рубля и установление ключевой ставки процента на уровне 17%) позволили ему одержать победу. Сегодня, если вспомним, она оказалась важнейшей с начала кризиса, а ее авторы завоевали признание. Я вспомнил об этом, чтобы объяснить и характер поведения моей дорогой ученицы Эли Набиуллиной.
Во-первых, она чувствовала себя победителем в трудной ситуации и поэтому, во-вторых, позволила себя показать лидером, который сделал максимум возможного в рамках своих полномочий.
Ее заместительница Ксения Юдаева в своем докладе на Апрельской конференции выразила очень важную мысль, весьма актуальную в нашем положении: ЦБ может многое сделать в пределах своих полномочий, но поразивший российскую экономику кризис в целом он один преодолеть не может", - говорит Ясин.
Как рассказывает научный руководитель ВШЭ, "Набиуллина обратилась к своему коллеге А. Силуанову: "Сегодня чрезмерные расходы и долги, а завтра - наращивание ликвидности и высокая инфляция". Подтекст? Мы сделали, что могли, теперь - Ваша очередь.
Я бы сказал, что Силуанов оказался на высоте. Он согласился с коллегой и тут же подчеркнул, имея ввиду оппонентов из Столыпинского клуба: "Наращивание долга скрутит российскую экономику в спираль". Можно набрать большой долг, это увеличит расходы на его обслуживание. Повысить налоги - тоже не решение, ибо это снижение уровня жизни и сокращение спроса. А нам нужно без новых спадов дойти до подъема. Удастся ли?
Алексей Кудрин подключился к дискуссии: нам нужна эффективность, более эффективные институты. Он поддержал важную мысль Набиуллиной о нужде преимущественно в частных инвестициях. "Нужно преодолеть страх перед переменами, - призвал Кудрин, - нужна более эффективная система управления", так, чтобы она помогла управлять переменами.
Должен сказать, что нарисованная картина, пусть короткая, отражает самую суть событий, которые нам еще предстоит пережить. Впрочем, денежный кризис, преодоленный в декабре 2014-го года, обозначил существенный момент одной из драм нынешнего переходного периода".
"В целом настроение Петербургского форума было какое-то приподнятое, оптимистичное. На сессиях вроде описанной выше преобладало все же ощущение кризиса, переживаемого страной. Переход грозит быть трудным.
Мое представление такое: валютный кризис, одоленный Набиуллиной в декабре 2014-го года – это первый этап. Второй этап, как мне кажется, протекает сейчас. Я бы его назвал кризисом реальной экономики. Суть его состоит в том, что предприятия борются за свою судьбу: есть такие, которые все больше проседают, многие доходят до банкротства. Есть и другие, которые в нынешней ситуации находят возможности модернизации и роста продаж, в России и за рубежом. Но этот этап может затянуться, при этом экономика в целом будет находиться в состоянии стагнации. Знаком поворота будет третий этап, когда созреют и реализуются структурные реформы. Они предполагают изменения институциональные, с повышением эффективности институтов, о чем говорил А. Кудрин. Я хочу только добавить, что в эти изменения войдет достижение верховенства права и существенное развитие конкуренции, экономической и политической. Только после этого этапа в процессе кризиса реальной экономики сложатся более благоприятные условия для увеличения доли процветающих предприятий до существенного большинства. Пожалуй, потребуется еще несколько форумов".