Открывается II Московская биеннале современного искусства
 
 
 
Открывается II Московская биеннале современного искусства
2nd.moscowbiennale.ru

Более 90 признанных и молодых художников из 25 стран мира примут участие во Второй биеннале современного искусства, которая открывается в четверг в российской столице и продлится до 2 апреля.

Как отмечает ГАЗЕТА.GZT.ru, на самом деле биеннале началась не меньше месяца назад: уже открылись спецпроекты "Верю" на Винзаводе, ретроспектива французов Пьера и Жиля в Манеже и "Дневник художника" в ЦДХ. Но течение первой недели марта откроется большинство проектов в рамках биеннале.

По словам комиссара биеннале Иосифа Бакштейна, в отличие от первого смотра 2005 года международная команда кураторов представит в этот раз не единый коллективный проект, а пять выставок, которые будут развернуты на четырех площадках Москвы: это Башня Федерации на Краснопресненской набережной, Государственный музей архитектуры имени Щусева, Государственный центр современного искусства и галерея "Зураб".

Напомним, в 2005 году местом проведения биеннале стали залы бывшего Музея Ленина на Красной площади.

Тема нынешней биеннале: "Геополитика, рынки, амнезия. ПРИМЕЧАНИЯ".

Куратор Иосиф Бакштейн объясняет смысл "Примечаний" так: "Произведения, включенные в данный раздел основного проекта, призваны способствовать осознанию той ситуации, в которой сегодня оказалось искусство. Современное искусство, как и в целом гуманитарная культура, утрачивают то, что можно было назвать их легитимирующей функцией. Именно поэтому сегодня мы говорим о примечаниях, заметках, которые искусство способно оставлять на полях макроэкономических битв, о принципиальной важности комментирования художником тех высказываний, которые делаются на языке капитала и большой политики".

В новых, только что построенных пространствах торгового центра ЦУМ разместится выставка "США: Американское видеоискусство в начале третьего тысячелетия", кураторский проект Даниеля Бирнбаума, Гуннара Кварана и Ханса Ульриха Обриста. На этот раз "большая восьмерка" международных кураторов, отвечающих за основной проект биеннале, представляет не одну, а несколько выставок.

Остальные проекты разместятся в только что построенном небоскребе "Башня "Федерация" в "Москва-Сити". Вместе с российскими участниками на эту тему задумаются также иностранные художники, в большинстве своем из Восточной Европы. Выставки "Только примечания?" (куратор Иосиф Бакштейн), "История в настоящем времени" (куратор Яра Бубнова), "После всего" (кураторы Роза Мартинес и Фулия Эрдемчи), а также проект Никола Буррио развернутся на 19-м и 20-м этажах башни.

Кураторами основного проекта стали Иосиф Бакштейн, Даниель Бирнбаум, Яра Бубнова, Николя Буррио, Гуннар Кваран, Роза Мартинес, Ханс-Ульрих Обрист и Фулия Эрдемчи.

Специальные проекты биеннале и выставки почетных гостей займут практически все выставочные площадки Москвы – от Третьяковской галереи до "Винзавода". В рамках программы "Специальные гости биеннале" будут показаны работы всемирно известных художников Даррена Элмонда (США), Пипилотти Рист (Италия), Джефа Уолла (Англия), Роберта Уилсона (Англия).

Большая часть выставок откроется в марте, но двое специальных гостей прибудут в мае: это знаменитый режиссер и художник Роберт Уилсон, а также знаменитая вдова Джона Леннона и художница Йоко Оно.

Как ранее сообщалось, биеннале обещает захватить не только сушу. В качестве площадки проведения проекта художника-моряка Александра Пономарева "Секретный фарватер" в расписании биеннале значится: "Москва-река, Большой Каменный мост".

По словам Бакштейна, из госбюджета на биеннале выделено 52 млн рублей, напоминает ИТАР-ТАСС, или около 2 млн долларов. Это чуть меньше стоимости картины Ивана Айвазовского "Варяги на Днепре", ушедшей на прошлогоднем аукционе Sotheby's, отмечает обозреватель "Коммерсанта", выставляя в сравнении с шедевром русской живописи своеобразную шкалу ценности начавшегося, по его словам, "биеннале совриска".

Организаторами мероприятия стали Минкультуры РФ, Роскультура, правительство Москвы, Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО.

В ЦДЛ проходит выставка и ретроспектива фильмов Мэтью Барни

Накануне, 28 февраля, в Центральном доме литератора открылась выставка американского художника и режиссера Мэтью Барни (скульптура, декорации, архитектурные проекты и музыкальные сочинения), а также пройдет ретроспектива его фильмов. Будут показаны фильмы из культового цикла "Cremaster", а также "Drawing Restraint 9" (музыка - Бьорк, она же в главной роли) и "Matthew Barney: No Restraint". Встреча с художником, которого называют звездой современного искусства, пройдет в субботу, 3 марта, на премьере его нового фильма с певицей Бьорк в главной роли.

Расписание показов

1 марта, четверг, ЦДЛ, начало в 20:00
- CREMASTER 3 (2002, 03:01:59)

2 марта, пятница, ЦДЛ, начало в 20:00
- CREMASTER 4 (1994, 42:16 мин)
- CREMASTER 5, (1997, 54:30 мин)

3 марта, суббота, ЦДЛ, 18:00-20:25
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00)
20:30-21:30 - встреча с М.Барни

4 марта, воскресенье
- MATTHEW BARNEY: NO RESTRAINT (2005, 70:00 мин), ГЦСИ, 3 сеанса, время уточняется
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00), ЦДЛ, начало в 20:00

5 марта, понедельник, ЦДЛ, начало в 20:00
- DRAWING RESTRAINT 9 (2005, 02:25:00)

Газета The Guardian назвала "The Cremaster Cycle: Cremaster 1–5" "первым по-настоящему выдающимся творением в сфере кино, сделанным в контексте изобразительного искусства, после "Андалузского пса" Бунюэля и Дали, передает радио "Культура". Проект был начат в 1994 году. Название отсылает к одноименной мышце в мужском организме, ответственной за подъем и опускание тестикул (от холода или эмоциональных переживаний). Цикл посвящен развитию живой формы, от состояния эмбриона до начала распада в зрелости, о чем рассказывается при помощи фантасмагорических образов из биологии, истории, географии, мифологии и массовой культуры.

Фильм "Drawing Restraint 9" является фрагментом 14-частного проекта Drawing Restraint, показанного в 2005–2006 годах в Японии, Южной Корее и США. Европейская премьера состоялась на 62-м Венецианском кинофестивале в 2005 году. Действие разворачивается на борту флагмана японского китобойного флота - судне "Нисин-Мару". Основная идея фильма - отношения между самоналоженными ограничениями и творчеством. В главных ролях: Бьорк и Мэтью Барни. Премьерный показ фильма в России планируется на вторую половину марта 2007 года, после чего фильм будет показан в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.

Мэтью Барни (род. в 1967 году) – американский художник и режиссер. Наиболее известная работа – цикл Cremaster из 5 фильмов, показанный в 2002 году на ретроспективной выставке в музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке. Работы Барни мультимедийны (скульптура, перформанс, архитектура, декорации, музыка, компьютерные эффекты и характерный грим). В 2004 году цикл Cremaster был с успехом показан в Музее кино в рамках Московского международного кинофестиваля.