Зоя Светова
 
 
 

В поддержку правозащитниц Зои Световой и Елены Абдуллаевой, у которых накануне прошли обыски, выступили десятки деятелей культуры и правозащитников, причем они увязали прошедший у Световой обыск с обыском, прошедшим 30 лет назад у ее родителей - писателей и правозащитников. Текст их заявления опубликован на сайте Colta.

В заявлении отмечается, что обыск, проведенный в квартире Световой, длился одиннадцать часов и был проведен с большим количеством нарушений, на которые прежде указали адвокаты правозащитницы: "Сотрудники ФСБ продемонстрировали безукоризненную верность традициям своего ведомства. В квартиру вошли обманным путем, обыскивать начали без адвокатов, основанием для обыска была заявлена "проверка обстоятельств легализации денежных средств" в рамках дела ЮКОСа 2003 года! В тот же день под надуманным предлогом прошел обыск у координатора проекта "ГУЛАГу нет" Елены Абдуллаевой".

По мнению подписавших заявление, решение об обыске у Световой было принято с учетом событий тридцатилетней давности. "Тридцать лет назад такой же обыск проходил в доме родителей Зои, известных диссидентов Феликса Светова и Зои Крахмальниковой, которые провели несколько лет в ссылке. Подержав в руках хранящиеся в семейном архиве протоколы того обыска, руководитель нынешнего составил аналогичный документ. Потомственные охранники пришли к потомственным правозащитникам", - говорится в заявлении.

- "Недоумение и беспокойство": западные СМИ про обыски у Зои Световой

Авторы, усмотревшие "прозрачный намек" на преемственность деятельности КГБ и ФСБ, опираются на опубликованные обществом "Мемориал" копии протоколов обысков квартиры и дачи Феликса Светова и Зои Крахмальниковой, натолкнувшие блогеров на соответствующие параллели.

"Мало кто сомневается, что причина обысков у Световой и Абдуллаевой одна - их профессиональная деятельность, их гражданская позиция; одна и цель - устрашить их и всех нас", - считают авторы заявления. Под заявлением с выражением солидарности с Зоей Световой и Еленой Абдуллаевой подписались:

Людмила Алексеева, правозащитник
Максим Амелин, поэт, переводчик
Александр Архангельский, писатель
Лия Ахеджакова, актриса
Елена Баевская, переводчик, преподаватель
Ирина Балахонова, издатель
Нуне Барсегян, писатель, психолог
Леонид Бахнов, писатель
Татьяна Бонч-Осмоловская, писатель, филолог
Валерий Борщев, правозащитник
Алла Боссарт, писатель
Ольга Варшавер, переводчик
Алина Витухновская, писатель
Марина Вишневецкая, писатель, сценарист
Сергей Гандлевский, писатель
Алиса Ганиева, писатель
Александр Гельман, драматург
Катерина Гордеева, журналист
Варвара Горностаева, издатель
Сергей Давидис, юрист
Виталий Диксон, писатель
Олег Дорман, кинорежиссер
Ксения Драгунская, драматург, прозаик
Денис Драгунский, писатель
Ольга Дробот, переводчик
Евгений Ермолин, критик, историк культуры
Виктор Есипов, поэт, литературовед
Наталья Иванова, писатель, критик
Виктория Ивлева, журналист
Игорь Иртеньев, писатель
Геннадий Калашников, поэт
Тимур Кибиров, поэт, прозаик
Ирина Левинская, историк
Наталья Мавлевич, переводчик
Глеб Морев, журналист, филолог
Алексей Моторов, писатель
Владимир Мощенко, писатель
Александр Подрабинек, журналист
Лев Пономарев, правозащитник
Ольга Романова, журналист, правозащитник
Лев Рубинштейн, писатель
Никита Соколов, историк
Ольга Седакова, писатель
Владимир Сотников, писатель
Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель
Мария Степанова, поэт, журналист
Любовь Сумм, переводчик
Ирина Сурат, филолог
Лев Тимофеев, писатель
Людмила Улицкая, писатель
Игорь Харичев, писатель
Елена Чижова, писатель
Мариэтта Чудакова, писатель, литературовед
Григорий Чхартишвили, писатель
Татьяна Щербина, поэт, эссеист
Сергей Яковлев, писатель
Виктор Ярошенко, журналист, издатель
Михаил Айзенберг, поэт и критик
Геннадий Красухин, литературовед
Алексей Слаповский, писатель
Дмитрий Карельский, переводчик
Татьяна Самойлова, искусствовед
Ирина Стаф, филолог, переводчик

Список пополняется, сбор подписей ведется на странице писательницы Марины Вишневецкой в Facebook.

Накануне Следственный комитет подтвердил, что следственные мероприятия у Световой были проведены в рамках расследования по уголовному делу от 2003 года в отношении бывших руководителей и владельцев ОАО НК "ЮКОС" о хищении активов нефтяной компании и их последующей легализации. Следствие считает, что похищенные Михаилом Ходорковским денежные средства у государства и ОАО "Апатиты" ныне направляются на финансирование различных организаций и физических лиц, в том числе Зои Световой.

Светова связала обыск с запугиванием из-за работы на "Открытую Россию"

Светова уже приняла решение обжаловать в столичном и Страсбургском суде действия сотрудников правоохранительных органов. Она отметила, что произошедший обыск связан исключительно с ее работой на общественно-политическое сетевое движение "Открытая Россия", созданное по инициативе экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, а не с делом ЮКОСа. Об этом говорится в ее заявлении, опубликованном на сайте "Открытой России".

"Меня хотели напугать, чтобы я больше не работала в "Открытой России". Помимо этого, оперативник расспрашивал меня о том, имею ли я какое-то отношение к организации "Центр реформ уголовного правосудия", спрашивал, ходила ли я к госизменникам и террористам, когда была в ОНК. Я работаю в "Открытой России", получаю там зарплату, плачу налоги и ничего не скрываю", - заявила Светова.

Зоя Светова - российский журналист, публицист и правозащитник, известна своими публикациями о положении дел заключенных в исправительных учреждениях России. Сотрудничает с "Открытой Россией", журналом The New Times, ее материалы публиковались в газете "Коммерсант", журнале "Огонек", "Новой газете", "Ежедневном журнале". До 2016 года Светова была членом Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Общественной палаты РФ. В 2000-х годах она сотрудничала с Фондом Сороса в Москве по программам, связанным с правами человека и судебной системой.