Знаменитый итальянский режиссер Франко Дзеффирелли 3 и 4 октября представит в Кремлевском дворце оперу Руджеро Леонкавалло "Паяцы" (I Pagliacci).
"Работать в Кремлевском дворце очень сложно, для всего требуются разрешения. Мы не смогли в достаточной мере порепетировать. Для того, чтобы сделать гармоничную постановку, нам требовалось бы 3-4 дня и десять репетиций, а у нас не было ни одной, кроме генеральной. Я никогда так не боялся, как в этот раз", - признался маэстро на пресс-конференции в Москве во вторник.
Сложным назвал зал и дирижер Массимилиано Стефанелли. По его словам, с акустической точки зрения это помещение "даже и невозможное".
"Я молю Бога, чтобы у нас все получилось, и прошу вас также помолиться. Впрочем, я уверен, все будет хорошо. Ведь Кремль - это как спортивный стадион. Там надо либо ставить, либо не ставить. А я его не боюсь: в конце концов, я ведь ставил и на веронской Арене, а она в два раза больше", - добавил Дзеффирелли.
Как отметил Дзеффирелли, это очень интернациональный спектакль: российский оркестр, итальянский дирижер, хор приехал из Тель-Алива. Среди исполнителей - итальянцы, американец, кореец и турок, декорации привезли из Лос-Анджелеса, сообщает РИА "Новости".
В первый раз Дзеффирелли поставил "Паяцев" в 1959 году в лондонском Ковент-Гардене, после этого опера звучала в Риме, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Афинах. В спектаклях участвовали такие звезды, как Пласидо Доминго и Хосе Каррерас.
"Вначале я помещал действие в эпоху Леонкавалло, затем, в 1982 году, перенес его в сороковые годы, потому что мне казалось, что такая тогда была атмосфера, а в последней постановке речь шла о современности. В ней мне очень помогла художник по костюмам Раймонда Гаэтани, которая смогла показать, что люди в повседневной жизни - тоже своего рода маски", - объяснил он.
Дзеффирелли признает, что оперная постановка всякий раз бывает разной: "Опера отличается тем, что ни одна постановка не похожа на другую. Оперы вообще не существует до тех пор, пока не поднимется занавес, и всякий раз, как он поднимается, все происходит по-новому. Я 12 раз ставил "Травиату", в том числе и Марией Каллас, и всякий раз получалось по-разному", - говорит он.
При этом маэстро подчеркивает невозможность слишком радикальных оперных постановок.
Как отмечают организаторы гастролей Дзеффирелли, привезти оперную постановку - задача очень дорогая и масштабная. Стоимость такого проекта сопоставима с гастролями поп-звезды Мадонны: она составляет примерно 1,5 миллиарда евро.
Дзеффирелли приезжает в Россию уже не в первый раз: около 30 лет назад он привозил сюда свои театральные постановки, в частности, "Гамлета" и "Волчицу" с Анной Маньяни, в 2003 году привез "Травиату", а в 2005-м - "Аиду".
"Сейчас я ставлю в Римской опере "Тоску", премьера будет в январе, и ее я тоже хотел бы привезти в Москву", - признался режиссер.
Франко Дзеффирелли - кинорежиссер, театральный режиссер-постановщик, актер и театральный художник. Дзеффирелли как оперный режиссер ставил спектакли в "Ла Скала", Ковент-Гардене и в Париже, где заглавные роли в его "Тоске" и "Норму" пела Мария Каллас.
Фильм, который сделал Дзеффирелли знаменитым в 1960-х, - "Укрощение строптивой" с Ричардом Бертоном и Элизабет Тейлор. Вторая его картина "Ромео и Джульетта" в 1968 году получила "Оскара" в номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер". Затем были "Гамлет" с Мелом Гибсоном, "Отелло" с Пласидо Доминго, "Травиата", "Чай с Муссолини", "История черноголовки", "Брат Солнце, сестра Луна".