Известный российский режиссер-документалист Виталий Манский представил во вторник в рамках основного конкурса фестиваля "Кинотавр" свою новую работу - фильм "Труба"
 
 
 
Известный российский режиссер-документалист Виталий Манский представил во вторник в рамках основного конкурса фестиваля "Кинотавр" свою новую работу - фильм "Труба"
Russian Look

Известный российский режиссер-документалист Виталий Манский представил во вторник в рамках основного конкурса фестиваля "Кинотавр" свою новую работу - фильм "Труба". Лента рассказывает о газопроводе "Западная Сибирь - Западная Европа" и жизни людей в тех населенных пунктах, через которые он проходит, сообщает РИА "Новости".

По словам Манского, изначально у него имелся литературный сценарий, но уже в нем он отказался от того, чтобы показывать людей исключительно "газовых" профессий. В итоге в документальный кадр попали все: "В России нет человека, который не связан с газом, - уточнил режиссер. - 50% бюджета - это поступление от газовой отрасли". Соответствующая цитата Владимира Путина по этому поводу поставлена в начало фильма.

"Все, включая фестиваль "Кинотавр", существуют от газа, и номера в этой гостинице (сочинская "Жемчужина") стоят столько, как на Лазурном Берегу, а не столько они должны стоить, потому что у нас есть газ".

Именно поэтому в фильме нет, например, рекламы наподобие "Газпром" - национальное достояние". "Мы не эксплуатируем эту тему, потому что мы в ней живем. Это ось координат. Она вдолблена в наше подсознание", - уточнил Манский.

Как рассказал режиссер, во время всего путешествия по городам, через которые проходит газопровод, съемочную группу "подстерегали соблазны".

"Все живописало соблазном публицистическим. Я считаю, что Говорухин вполне мог бы проехать и снять "Так жить нельзя" - часть 2, 3, 4, 8. В белом костюме пройтись по всем этим (населенным пунктам), указать перстом. Это будет картина прекрасная, нужная и полезная", - горько пошутил Манский.

Поэтому он подчеркнул, что изначально перед съемками он дал себе зарок, что в картине не будет ни одного разрушенного дома, "а их десятки тысяч. Ни одного разрушенного храма - а их тысячи. Ни одного спящего в луже получившего зарплату человека - а можете представить, сколько их было. Мы сняли только людей, комфортно живущих в своей среде".

Характерно, по мнению Манского, что у запечатленных им россиян при этом было весьма однообразное индифферентное отношение и к съемочной группе, и к государству: "было бы электричество пару часов в день, а больше нам ничего не надо, картошку мы сами посадим. Это такой лейтмотив нашего общения со всеми героями", отметил режиссер.

Именно потому, что большинство показанных в фильме героев, по сути, живут в одних и тех же условиях (при этом в России, где газ добывают, они кардинально отличаются от Европы, куда этот газ приходит), Манский решил не подписывать города, в которых происходит действие.

"Думал - изначально обозначать геотитрами. Но, в конечном счете, принял решение не указывать точные места, потому что это не имеет значения. Мы понимаем, что это происходит на планете Земля. Я не хочу, чтобы мы знали: это конкретно город Елец - там, где проходит митинг за Ленина, а это - вообще все города, где мы живем", - подчеркнул Манский.

Фильм "Труба" - копродукция России, Чехии и Германии. Картина, по словам Манского, обошлась довольно дорого. "Минкультуры немного поддержало проект, но эти средства не покрывают расходы на фильм - мы получили 2 миллиона рублей от Минкульта. Поэтому было понятно, что нам нужно искать партнеров. Мы договорились с немецкими партнерами, и они очень помогли... Они обеспечили нас трейлером, на котором мы совершили все это путешествие. Потом во время съемок чешские партнеры подключились и взяли на себя часть постпродакшена. Главное, что мы никому не должны ни копейки".

Режиссер отметил, что в итоге работал бесплатно, так как его гонорар не поместился в бюджет фильма, и пошутил, что, может, стоит "стрясти" денег с главы "Газпрома": "но я думаю - 200 евро с Миллера и, в общем, как-то..."

Выпускать в прокат фильм "Труба" режиссер не планирует. "Считаю опыт проката документального кино не вполне перспективным. Несмотря на то что у нас был позитивный успех с прокатом "Девственности", я понимаю, что: а) это не "Девственность"; б) я вижу, что происходит с прокатом. Раньше я всегда очень тщательно выбирал фестивали, где показывал свои фильмы, а здесь принял решение отдавать фильм на абсолютно все фестивали с одним условием, что будет качественная проекция. Кроме фестивального проката я не вижу иной встречи со зрителем", - заключил режиссер.