В Москве простились с великим оперным режиссером Борисом Покровским
 
 
 
В Москве простились с великим оперным режиссером Борисом Покровским
НТВ

Друзья, коллеги и близкие простились в понедельник с народным артистом СССР Борисом Покровским, скончавшимся в пятницу на 98-м году жизни. Гражданская панихида прошла в Московском Камерном музыкальном театре, который выдающийся оперный режиссер и педагог основал в 1972 году. Отпевание Бориса Покровского прошло в Богоявленском соборе в Китай-городе. После отпевания траурный кортеж направился на Новодевичье кладбище, где и был похоронен великий мастер.

Патриарх оперного театра, волшебник режиссуры – так о нем говорили многочисленные ученики и актеры его театра, который Покровский основал в 1972 году. "Театр – это храм", – говорил Борис Александрович и верил, что главное для режиссера – верность искусству, которому он преданно служил всю свою жизнь, сообщает телеканал "Культура".

К зданию на Никольской улице пришли сотни людей. Попрощаться с большим режиссером, мыслителем, учителем, просто другом и советчиком. У Бориса Александровича Покровского есть неофициальный титул реформатора оперной сцены.

Его Камерный музыкальный театр – первый в Советском Союзе. Он стал экспериментальной площадкой, где ставились современные оперы, за которые другие режиссеры просто боялись браться. Чего стоила одна только постановка "Носа" Шостаковича. Высшую оценку он получил от Святослава Рихтера.

"Когда Рихтеру говорили, присядьте, он отвечал: "Нет, такие произведения я буду слушать стоя", – рассказал телеканалу актер Камерного музыкального театра Анатолий Бойко.

Многие из тех, кто принес цветы режиссеру, говорили ему спасибо за то, что их жизнь сложилась именно так, а не иначе. Прочитав книгу о Покровском, Александр Титель решил поступать в ГИТИС и связать судьбу с оперой, а Дмитрий Бертман рискнул идти до конца в борьбе за собственный театр. "Был первым, кто поддержал театр. Первый написал письмо мэру, чтобы "Геликон" узаконить", – вспоминает Бертман.

Борьба и преодоление для Покровского стали образом жизни. В молодости он пережил серьезную травму на заводе, едва не ослеп, потом все-таки пошел в ГИТИС. Его три раза увольняли из Большого, но он продолжал гнуть свою линию: ставить больше русских композиторов и на русском языке. Покровский был первым постановщиком "Войны и мира". Прокофьев по его просьбе даже дописал вальс и арию Кутузова. Борис Александрович разгадал талант Соткилавы и буквально переманил его в Большой. Партия Отелло до сих пор остается точкой отсчета для признанного певца.

Имя Покровского стало синонимом режиссерского всемогущества. Он ставил спектакли буквально на пустом месте. Так было с "Евгением Онегиным" в Тверской филармонии одиннадцать лет назад. "Исполнители пели без дирижера, под фонограмму. Не хватало массовки. Там были заняты все – от уборщицы до бухгалтерии. Это был трепетный спектакль", – рассказал "Культуре" народный артист СССР Владимир Зельдин.

Последние аплодисменты в честь Бориса Александровича Покровского долго не смолкали. Вместе с ним уходит эпоха – так принято говорить об этом человеке. Хотя он считал, что его спектакли, его талант – это всего лишь судьба. Однако распорядиться своей судьбой именно так, как он, мог только очень сильный человек высокой души.