Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отказался от участия в конкурсе на соискание "Золотого софита", главной театральной премии Петербурга
 
 
 
Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отказался от участия в конкурсе на соискание "Золотого софита", главной театральной премии Петербурга
Russian Look

Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана отказался от участия в конкурсе на соискание "Золотого софита", главной театральной премии Петербурга. В открытом письме, с которым художественный руководитель театра Борис Эйфман обратился к руководству и экспертам премии, а также балетной и театральной общественности Петербурга и России, он заявил о демонстративном игнорировании его труппы.

"5 августа был обнародован список номинантов "Золотого софита" - награды, именующейся "высшей театральной премией Санкт-Петербурга". В опубликованном перечне - крупные и небольшие театры нашего города, чьи творческие достижения для экспертов очевидны. Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана в этом списке нет. Как не было его среди номинантов премии и в прошлом году. Наверное, потому, что созданное нами за эти сезоны, по мнению организаторов "Софита", не является значимой и достойной частью театральной жизни Петербурга. Наших спектаклей "По ту сторону греха" и "Реквием", выпущенных в 2013-2014 годах, словно и не было. Как и тысяч российских, немецких, итальянских и иных зрителей, рукоплескавших этим балетам", - говорится в письме Эйфмана, опубликованном на сайте театра.

Хореограф подчеркнул, что сам он работает не ради наград и титулов. "Но рядом со мной - артисты. Десятки молодых глаз, горящих справедливой жаждой профессионального признания. Рядом те, кто на протяжении 10-12 месяцев ежедневно работает по семь-восемь часов, проходя через далеко не метафорические пот, кровь и слезы. И в этом каторжном труде рождается спектакль, который смотрят (сидя в мягком, отделанном бархатом кресле) критики, театроведы и всевозможные иные судьи".

"Приходите к нам в балетный зал, уважаемые эксперты, взгляните артистам в глаза и объясните, почему масштабные спектакли с оригинальной хореографией, потрясшие балетоманов и критиков России и Европы, столь демонстративно не замечены вами. Почему просто проигнорировать Эйфмана уже недостаточно и надо лишать заслуженного поощрения его танцовщиков. Расскажите, откуда взялась эта внезапная профессиональная слепота. Неужели все дело в пошлой необходимости отрабатывать бесплатные билеты на премьеры отмеченных вами театров?!" - спрашивает Эйфман.

Хореограф не только переживает за своих артистов. Ему досадно, что "некогда уважаемая и авторитетная премия окончательно выродилась в местечковый клуб "для своих", где царят клановость и непрозрачность".

"Не знаю, является ли столь печальная ситуация прямым следствием бездумного подражания "Золотой маске", перенимания и доведения до абсурда присущего национальной театральной премии комплекса проблем. Возможно, есть и другие причины. Однако необходимость кардинального реформирования "Золотого софита" сегодня очевидна. Городу нужна премия, реально способствующая развитию петербургского сценического искусства, оказывающая поддержку молодым творцам. "Софит" должен выхватывать своим лучом новые таланты из тьмы безвестности и освещать их дальнейший путь. Петербургская культура мертвеет без свежей крови. Смешивая же в списке номинантов имена мэтров и молодых художников и механически распределяя между первыми дежурные награды, "Софит" тормозит столь необходимый процесс смены поколений в искусстве", - считает Эйфман.

"Считаю невозможным для себя и своего театра любое дальнейшее участие в "Золотом софите" в его сегодняшнем виде. Отдельно подчеркиваю абсолютную несправедливость и необдуманность действий организаторов премии, исключивших номинации "Лучшая мужская роль в балетном спектакле" и "Лучшая женская роль в балетном спектакле". Решившиеся на подобный шаг не понимают и, видимо, никогда не поймут, сколько физических и душевных сил вкладывает танцовщик в создание сценического образа. В то же время выражаю надежду на преображение премии. Предпосылки к этому есть. В частности, не может не радовать появление отдельной номинации для балетных спектаклей малой формы, поощряющей молодых талантливых хореографов", - заявляет знаменитый балетмейстер, отмечая, что "нынешнее состояние "Золотого софита" ввергает в уныние".