57-й Берлинский кинофестиваль вступил в завершающую стадию. Уже показаны два десятка фильмов основного конкурса. 10-дневная программа фестиваля завершится церемонией награждения в субботу, и хотя еще четыре фильма конкурсной программы не показаны, критики со всего мира уже "пакуют чемоданы и ломают головы над тем, что писать в отчетах". Официальная церемония награждения "Золотыми медведями" состоится в субботу, 17 февраля. Напомним, два дня назад на фестивале был вручен первый "Золотой Медведь" - он достался короткометражному фильму "Raak" голландского режиссера Ханро Смитсмана.
Критики хотели бы написать, что Берлин, бастион серьезного кино, фестиваль, который, действительно, в последние годы стремительно растет, привлекая к себе как гламурных голливудских звезд, так и арт-хаусное кино, стал более разнообразным. Однако лучшие фильмы Берлинского фестиваля оказались вычеркнуты из конкурсной программы, отмечают наблюдатели.
По мнению обозревателя Reuters, главным фильмом фестиваля должна была стать картина "The Lark Farm", но его не оказалось в конкурсной программе. "Возможно, организаторы хотели избежать споров", - пишет обозреватель Reuters.
Эта драма, описывающая трагедию семьи, полностью уничтоженной в годы геноцида армян в Турции в 1915 году, особенно актуальна в свете убийства в январе этого года Гранта Динка, главного редактора турецкой еженедельной газеты Agos и угроз в адрес нобелевского лауреата, турецкого писателя Орхана Памука, пишет обозреватель немецкой газеты Die Welt.
Пожалуй, единственный конкурсный фильм, вызвавший всеобщее одобрение, - это фильм "Ирина Палм" режиссера Сэма Гарбарского, по-хорошему сентиментальная и комичная история о том, как 50-летняя вдова (в этой роли выступает певица и актриса Марианна Фэйтфул) оказывается звездой клубной секс-индустрии в попытке собрать деньги на лечение тяжело больного внука. Фэйтфул называют здесь одной из главных претенденток на актерский приз, пишет "Время новостей".
В этом году и Де Ниро с "Добрым пастырем", и Содерберг с "Хорошим немцем", и Риветт с бальзаковской экранизацией "Не трогай топор" были далеки от своей лучшей формы. Двукратный лауреат "Золотой пальмы" Билле Аугуст снял неплохую историю о странной дружбе Нельсона Манделы и его многолетнего тюремщика, в конце концов, превратившегося в нечто вроде слуги, но по жанру "До свидания, Бафана" больше похож на скромный телевизионный фильм, чем на громкую фестивальную премьеру.
"Заметки об одном скандале" Ричарда Эйра могут похвастаться двумя актерскими номинациями на "Оскара" (для Джуди Денч и Кейт Бланшетт) и сенсационной темой (роман учительницы с несовершеннолетним учеником), но лихая ремесленная режиссура куда более уместна именно на оскаровской церемонии, а не на крупнейшем европейском фестивале. Приглашение в конкурс мексиканского фильма "Пограничный город", в котором бесстрашная журналистка в исполнении Дженифер Лопес борется за права мексиканских работниц, вообще выглядит нелепым, пишет "Время новостей".
Куда интереснее приглядеть в какой-нибудь из параллельных программ свежую экранизацию комикса Фрэнка Миллера с кровожадными спартанцами, порубавшими персов при Фермопилах ("300" Зэка Снайдера), полуторачасовое выступление классика американского андерграунда Джона Уотерса в жанре "стэнд-ап комедии" ("Этот грязный мир") или снятый Стивом Бушеми ремейк фильма голландского режиссера Тео Ван Гога, убитого два с лишним года назад мусульманскими экстремистами ("Интервью").
Итальянская лента "Памяти меня", китайская "Свадьба Туйи" и корейско-французский "Сон в пустыне" хотя и вызвали благожелательные отзывы критиков, слишком очевидно обречены на ярлык "арт-хаус".
Важными событиями на "Берлинале" станут показы еще нескольких фильмов конкурсной программы. В частности, большие надежды возлагаются на трагикомедию чешского режиссера Иржи Менцеля "Я служил королю Англии" ("I served the King of England"), которую зрители увидят в пятницу. Менцель не снимал более десяти лет, в его фильмографии - один из лучших фильмов всех времен и народов, "Поезда под пристальным наблюдением" (1966). Кстати, его новая работа также является экранизацией Богумила Грабала.
Берлинский фестиваль не пропустил фильм Горбачева
Глава Берлинского фестиваля Дитер Косслик отказался включить в официальную программу российский фильм "Гадские лебеди" Константина Лопушанского, несмотря на то, что фильм порекомендовал бывший президент СССР Михаил Горбачев, пообещав лично представить его на фестивале. Косслик, в свою очередь, еще в сентябре пообещал "уделить фильму повышенное внимание", сообщает The Hollywood Reporter.
Фильм, основанный на романе 1979 года братьев Стругацких, представляет апокалипсический взгляд на мир, в котором глобальное изменение климата привело к мутациям среди людей и в котором дети пытаются привлечь взрослых к ответственности за разрушение среды обитания.
Отметим, российские фильмы в основной конкурсной программе "Берлинале" не участвуют. Однако во внеконкурсных показах представлены несколько картин - спецпоказ нашумевшего в России фильма "Дневной дозор"; документальный фильм Владимира Иванова "Moscow. Pride '06" (секция "Панорама"); картина совместного российско-азербайджанского производства "Прощай, южный город" молодого режиссера Олега Сафаралиева; короткометражный мультфильм Олега Ужинова "Жихарка"; картины легендарных режиссеров Льва Кулешова и Абрама Рома "Ваша знакомая" и "Третья мещанская" (программа "Ретроспективы").