Жюри международного фестиваля документального кино "Флаэртиана" на закрытии в понедельник в Перми вручило главный приз "Золотой Нанук" кинокартине "Дурная погода" итальянского режиссера Джованни Джомми, передает РИА "Новости". Победитель также получил премию 250 тысяч рублей.
Картина рассказывает историю тонущего острова Бунишанта, расположенного к югу от побережья Бангладеша. На острове находится один из нескольких официально разрешенных в стране борделей.
Лента была также отмечена премией жюри ФИПРЕССИ.
Главный приз в российской программе фестиваля, который был определен с помощью зрительского жюри, получил фильм "Широкие объятия" Юлии Киселевой. Фильм получил "Серебряный Нанук" и премию 25 тысяч рублей.
Центр документального кино DOC отдал свой приз фильму "Lost boys" режиссера Варвары Обросовой. Картина была отмечена также премией 50 тысяч рублей.
"Lost boys" рассказывает о представителях поколения, родившихся в 80-е и выросших в 90-е годы. Режиссер картины - их ровесник. Она родилась в 1986 году, окончила ВГИК, участвовала в девяти коллективных и двух персональных художественных выставках. В качестве художника-постановщика дебютировала в фильме "БАгИ" Андрея Богатырева. "Lost boys" - ее режиссерский дебют.
Спецприз жюри был вручен фильму израильских режиссеров Дана и Ноит Джева "Шум".
Лучшим полнометражным фильмом фестиваля, получившим премию 75 тысяч рублей, жюри определило кинокартину "Карт-бланш" Александра Гойтшмана.
В основном конкурсе "Флаэртианы - 2012" приняли участие 14 фильмов из Швейцарии, Израиля, Германии, Великобритании, Чехии, Португалии, Сербии, Ирака, США и России.
В состав жюри вошли российский документалист Эдгар Бартенев, голландский режиссер Лили Ван ден Берг, европейский продюсер Жак Дебс и российский театральный критик Татьяна Тихоновец. Возглавил жюри финский продюсер Иикка Вехкалахти.
XII Международный фестиваль документального кино "Флаэртиана" открылся 10 октября. Ежегодно он представляет зрителям срез актуального киноискусства, развивающего традиции одного из основоположников документального кино, режиссера Роберта Флаэрти.
Победитель планирует новую ленту на границе жанров
Итальянский режиссер Джованни Джомми, ставший обладателем главного приза закрывшегося в Перми в понедельник фестиваля "Флаэртиана" с картиной "Дурная погода", свою новую ленту задумал на стыке двух жанров - документального и игрового.
О летне, принесшей ему победу на фестивале, Джомми рассказал, что изначально ему хотелось сделать фильм о неком сообществе, на чью жизнь сильно влияет изменение климата.
"Бангладеш - это страна, которая ныне практически переживает эту катастрофу. Поэтому я отправился туда и нашел на острове это сообщество работников секс-индустрии, которые даже не отдают себе отчета в изменениях климата. Они верят, что есть бог, который влияет на все изменения. Настолько было сильным это сообщество и место, что я решил сделать фильм об этом. И в тот момент появился сумасшедший поэт (персонаж картины), и я сразу понял, что снимать я буду его. Его безумие как бы помогло ему отойти от тех проблем, которыми живут женщины на острове, чтобы говорить о проблемах философских, о будущем", - рассказал Джомми.
По мнению членов жюри, фильм "Дурная погода" получил главный приз за свою поэтику - в фильме показана суровая действительность, раскрыта ее сущность, но при этом есть устремленность к универсальному образу. На вопрос о том, не возникало ли у него желания снять в будущем кино в новом для себя жанре, режиссер сказал, что предпочитает все-таки документалистику.
"После этого фильма я понял, что такое безумие (имеется в виду поэт Исмаил - герой "Дурной погоды") меня сильно привлекает, очень мне интересно... Я, возможно, сделаю что-то пограничное между художественным и документальным кино. С использованием актера. Чтобы заставить реальность реагировать на некоторый искусственно введенный туда элемент", - заключил Джомми, отметив, что пока не может ничего более точно сказать о своем следующем проекте.
Призер "Флаэртианы" говорит о кризисе идей в документалистике
Молодой режиссер Юлия Киселева, получившая приз зрительских симпаний на закрывшемся в Перми в понедельник фестивале кино "Флаэртиана" за документальную ленту "Широкие объятия", считает, что сегодняшней документалистике в России нужно больше интересных идей и форм их подачи.
"На "Флаэртиану" я приехала впервые, хотя фильмы участвовали и раньше... Про приз, честно говоря, не думала о нем, поэтому и на закрытие не осталась... С утра в понедельник разбудил телефоным звонком Павел Печенкин (президент фестиваля), рассказал о призе, очень было приятно и неожиданно", - сказала Киселева агентству.
По ее словам, на первый показ "Широких объятий" на "Флаэртиане" пришли меньше десятка зрителей.
"Пока у нас нет (чуть было не сказала "рекламных бюджетов") идей, как сделать документалистику интересной зрителю, мы так и будем смотреть свои фильмы либо в пустых залах, либо своей маленькой тусовкой... Документальное кино действительно имеет очень маленькую аудиторию. Соответственно, чем меньше аудитория, тем меньше бюджет картины (и ниже качество, чем могло быть), и тем сложнее этот бюджет найти. Но мне кажется, тут виной не государство, которое плохо финансирует, а сама мысль о том, что кино нуждается в поддержке. Ведь если бы его не финансировало государство, а окупалось оно за счет проката, продюсерам пришлось бы снимать такое кино, которое было бы интересно зрителям, чтобы они его покупали", - считает Киселева.
По ее словам, многие фильмы самим же документалистам бывает смотреть не особенно интересно.
"Мне, например, большинство документального кино скучно смотреть. Я знаю, что есть режиссеры, которые снимают всегда отличное кино. Я с удовольствием иду на все их новые фильмы - Косаковский, Мирошниченко... Их фильмы интересные, глубокие. И что еще важно, они мне как зрителю не причинят зла - ведь в документалистике "четвертая стена" тоньше, чем в игровом, и реальность воспринимаешь как действительную реальность, а значит, и переживаешь острее, и образы сильнее действуют", - полагает режиссер.
Поэтому, по словам Киселевой, людям нередко тяжело смотреть такие картины - это не развлечение в большинстве случаев.
"Я стараюсь не снимать упаднические фильмы, мне хочется, чтобы зрители все-таки с хорошим ощущением оставались, находили какие-то решения или просто обретали чувство надежды. И вот кстати по поводу "Широких объятий". Я немного опасалась в начале - все же фильм во многом про дома престарелых - далеко не позитивная среда. Но реакция зрителей по большей части хорошая. Мне кажется, документалистика, как и любое другое кино, должна быть разной... Мне кажется, зритель не особо разбирает жанры, он делит фильмы на хорошие и плохие, а какого они жанра - это уже второй вопрос", - считает Киселева.