Министр культуры РФ Александр Соколов обвинил Роскультуру в безответственности во время подготовкой выставки российских картин в Лондоне
 
 
 
Министр культуры РФ Александр Соколов обвинил Роскультуру в безответственности во время подготовкой выставки российских картин в Лондоне
Архив NEWSru.com

Министр культуры РФ Александр Соколов обвинил Роскультуру в безответственности во время подготовки выставки российских картин в Лондоне, отметив, что об отсутствии необходимых гарантий было известно довольно давно. "Налицо безответственность, проявленная Роскультурой при планировании британской выставки. Как будто только сейчас, а не два года назад, стало известно об отсутствии в британском законодательстве необходимых гарантий", - заявил Соколов в интервью газете "Известия".

Проведение выставки, запланированное на 26 января, оказалось под угрозой из-за сообщений о претензиях наследников дореволюционных владельцев и ряда британских компаний. Однако Великобритания приняла необходимый закон, гарантирующий неприкосновенность российских музейных собраний от претензий третьих лиц, напоминает РИА "Новости".

Соколов подчеркнул, что ущерб государственным интересам удалось предотвратить благодаря работе Россвязьохранкультуры и Минкульта. По его мнению, чтобы впредь исключить подобные скандалы, необходимо провести тщательный анализ нормативно-правовой основы работы каждого ведомства и госучреждения. "Такой анализ и практические выводы из него относятся к сфере полномочий федерального министерства, и эта работа будет проведена", - отметил Соколов.

Отметим, это не первый конфликт между Соколовым и Роскультурой, возглавляемой Михаилом Швыдким. В 2005 году руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии подал на Соколова в суд из-за обвинений в том, что в подведомственном Швыдкому агентстве процветает "взяточничество на всех этажах". Впрочем, затем глава Роскультуры свои обвинения снял и отозвал иск.

Выставка "Из России: французские и русские шедевры живописи 1870-1925 годов" из собрания ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Третьяковской галереи и Русского музея по первоначальному плану после экспонирования в Дюссельдорфе, где она открылась 15 сентября под названием Bonjour, Russland! ("Здравствуй, Россия!"), должна была переехать в Лондон.

Однако в октябре в британских СМИ появились сообщения, согласно которым ряд полотен мог не вернуться в Россию, так как на них предъявляют претензии наследники дореволюционных владельцев, в частности, правнук Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, и британские компании, имеющие российских должников. Москва выразила обеспокоенность возможным появлением судебных исков в этой связи.

В Великобритании местные СМИ, ссылаясь на главу МИД Соединенного Королевства Дэвида Милибэнда, распространили заявление, что отмена выставки в Лондоне связана с политическими обстоятельствами, в частности с решением МИД РФ закрыть отделения Британского совета в российских регионах с 2008 года. Однако Королевская академия искусств заявила, что выставку не собираются отменять и она откроется для публики 26 января 2008 года.

Чтобы обеспечить возможность проведения выставки, Великобритания приняла закон, защищающий произведения искусства от конфискации, который вступил в силу 31 декабря. В экспозицию включены шедевры русской и французской живописи конца XIX - начала ХХ века из собрания четырех крупнейших музеев России. Они предоставили произведения Ван Гога, Гогена, Ренуара, Сезанна, Пикассо, Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина и других художников. Сенсацией выставки станет "Танец" Матисса, заказанный в 1909 году Сергеем Щукиным.

Соколов назвал скандал вокруг выставки "Соц-арт" политическим и опять обвинил Третьяковку в коррупции

Глава Минкультуры РФ Александр Соколов считает, что организаторы зарубежной выставки "Соц-арт" сознательно раздували скандал вокруг ее проведения, чтобы обвинить министерство в цензуре.

Скандал разгорелся осенью прошлого года в связи с подготовкой зарубежной экспозиции выставки "Соц-Арт. Политическое искусство России с 1972 года до наших дней". Министр культуры раскритиковал выставку и обвинил руководство Третьяковки в коррупции. После этого директор галереи Валентин Родионов направил иск к Соколову о защите чести и достоинства.

"В ситуации с парижской выставкой имела место сознательная провокация, направленная на раздувание международного скандала... Устроители провокации обвинили наше государство в лице министра культуры в возрождении цензуры. Однако цензура - это вмешательство государства в творческую деятельность художников или творческих коллективов, чего здесь и близко не было. А было, наоборот, определенное вмешательство частных интересов в государственную политику. Такое вмешательство, в каких бы формах оно ни выражалось, имеет, по моему мнению, непосредственное отношение к такому понятию, как коррупция", - заявил Соколов.

Он отметил, что коррупция как феномен не сводится только к конкретному описанию в Уголовном кодексе состава преступления "дача взятки должностному лицу". "Если должностное лицо принимает морально неприемлемое решение, из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона, то это тоже проявление коррупции. Коррупция - это система, с помощью которой групповые и клановые интересы обходят законные пути влияния на принятие решений должностных лиц государства. Поэтому и ответ государства не должен сводиться лишь к уголовным мерам, а быть системным", - пояснил министр культуры.