Картиной известного китайского режиссера Вонга Карвая "Мои черничные ночи" открылся юбилейный 60-й Каннский кинофестиваль. На ближайшие 10 дней Канны станут единственным центром киновселенной, местом ожесточенных споров, неожиданных приятных потрясений и крупных разочарований. Репутация одних пострадает или будет полностью подорвана, а другие сделают себе имя, пишет американская газета The New York Times.
Открытие юбилейного фестиваля ознаменовалось огромным притоком зрителей в Канн. За несколько часов до начала первого показа перед Кинодворцом на каннской набережной Круазетт собралась огромная толпа, заблокировавшая все подъезды к знаменитому залу братьев Люмьер.
Как передает BBC, первыми на красную ковровую дорожку вступили Джуд Лоу и Нора Джонс, которые сыграли главные роли в новом фильме китайского режиссера Вонга Карвая, открывшем знаменитый кинофестиваль "Мои черничные ночи".
- Конкурсная программа Каннского фестиваля
- Российское участие в Каннах
По завершении многочасового парада звезд по красной дорожке, ведущей ко Дворцу конгрессов на набережной Круазетт, ведущая церемонии открытия, актриса Диана Крюгер представила публике членов жюри во главе с британским режиссером Стивеном Фрирзом - автором оскароносного фильма "Королева". Затем был показан первый фестивальный фильм - "Мои черничные ночи".
Работа над картиной продолжалась до самого последнего момента: еще месяц назад фильм был не готов, и специалисты гадали, успеет ли Карвай доделать свой первый фильм на английском языке в срок. Все вспоминали историю с его предыдущим фильмом, "2046": он был включен в программу Каннского фестиваля в 2004 году, однако режиссер так и не успел завершить монтаж. За несколько часов до премьеры он привез во Францию черновой вариант картины, а окончательную версию выпустил лишь спустя несколько месяцев.
Каннский кинофестиваль вновь делает Францию центром вселенной
Фестиваль начинает празднование своей 60-й годовщины с похвал в собственный адрес. Свидетельство тому - развешанные плакаты по всему городу: на них множество звезд и деятелей кино подпрыгивают в воздух, символизируя, по словам официальной программы, "экстаз и наслаждение актерской игрой и творчеством", отмечает издание The New York Times. (Полный текст на сайте InoPressa.ru.)
Для мировых знаменитостей престижно и модно появится на юбилейном фестивале, поэтому в Каннах соберется множество звездных имен: Джордж Клуни, Брэд Питт, Джулия Робертс и Мэтт Деймон посетят кинофестиваль, чтобы представить новый фильм "Тринадцать друзей Оушена"; Квентин Тарантино, Майкл Мур с новым документальным фильмом "Больной", Мартин Скорсезе, солист U2 Боно – все эти звезды посетят фестиваль.
Среди прочих участников юбилейного киносмотра "Время новостей" отмечает участие в нем легендарной кинозвезды Алена Делона, который в последний раз поднимался по каннской лестнице пятнадцать лет назад, а в прошлом году официально объявил, что никогда больше не почтит фестиваль своим присутствием (это было связано с тем, что его не пригласили участвовать в предыдущем, пятидесятом каннском юбилее). Тем не менее, в этом году Делон все-таки принял приглашение президента фестиваля Жиля Жакоба и будет участвовать в церемонии празднования шестидесятилетия главного киносмотра мира, которая намечена на 20 мая.
Кинокритики и зрители ожидают от нынешнего фестиваля драматического хода событий и сенсационных фильмов. Уже первая картина "Мои черничные ночи", включенная в главный конкурс, задала высочайший эмоциональный и творческий уровень борьбы за главный приз. Новый фильм Вонга Карвая представляет собой лирическую повесть о преодолении молодой женщиной тяжелого кризиса после разрыва с любимым человеком.
Героиня Норы Джонс, официантка, путешествует по США из Нью-Йорка в штат Невада, где встречает героя Лоу, который играет владельца ресторана. Между ними вспыхивает сильное чувство. Отметим, это первая главная роль в фильме для известной американской джазовой певицы Норы Джонс.
Лента продемонстрировала, что ведущие китайские мастера уже приступили к освоению тем, которые раньше целиком принадлежали Голливуду и американским режиссерам. Как заявил сам Вонг Карвай, этот фильм в жанре сентиментального путешествия представляет собой "культурное освоение" США.
Однако, показывая Америку, Вонг Карвай не отказывается от своих культурных корней. Так, картина, выполненная в необычно темно-красной цветовой гамме, основывается на присущем китайской философии представлении о цикличном движении мира, которое ведет к обновлению, в том числе и человеческой личности.
В перерывах между конкурсными показами зрители смогут посмотреть вестерн Джона Фэрроу "Хондо" 1953 года, три кинопостановки шекспировских пьес с Лоуренсом Оливье в главной роли и в роли режиссера, а также ряд документальных фильмов о кино с Марлоном Брандо, Линдси Андерсон и Пьером Рисьяном.
Вероятно, преобладать в Каннах будет английский язык – язык пяти из семи последних лауреатов "Пальмовой ветви". Это, однако, не столько символ господства Голливуда, сколько символ космополитизма, царящего на фестивале. Доказательством тому служит и возрождение кинематографа в Восточной Европе и бывшем СССР: номинируются два фильма из России и по одному из Румынии, Сербии и Венгрии.
Набирают силу в Каннах и азиатские фильмы. Это доказывает пример Вонга Карвая и корейских режиссеров Ким Ки-Дука и Ли Чан-Дона – оба они принимают участие в конкурсном показе. Четыре из 20 фильмов параллельной программы "Особый взгляд" – азиатские картины. Открывать программу будет фильм уважаемого тайваньского режиссера Ху Сяо-Сена "Полет красного шара" с Жульетт Бинош. Любители боевиков уже предвкушают показ "Треугольника" – эту картину сняли сразу три гонконгские легенды – Чой Хок, Джонни То и Ринго Лэм.
Именно международный характер делает Канны таким поистине французским событием. Несмотря на свою разнообразную программу, американские фестивали (в Нью-Йорке, Чикаго, Сан-Франциско) остаются достаточно локальными событиями. А Каннский фестиваль – это не только город Канны. Это общефранцузское событие, повод для национальной гордости и напоминание о статусе Франции как столицы мировой культуры. Обложки глянцевых журналов, которыми забиты газетные киоски, делят новоизбранный президент Николя Саркози и Канны. И не всегда понятно, что важнее: государственные дела или дела кинематографические.
Особо отметим, что впервые за последние 13 лет Россия на фестивале представлена двумя фильмами. Фильмы Александра Сокурова "Александра" и картина Андрея Звягинцева "Изгнание" вошли в конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Первый российский фильм, "Изгнание" Андрея Звягинцева, будет представлен вечером в пятницу 18 мая. Конкурсный показ картины Александра Сокурова состоится 24 мая, за два дня до завершения фестиваля.
В интервью РИА "Новости" Сокуров признался, что не стремился в Канны: "Мои фильмы находятся в стороне от больших фестивалей и коммерческих задач и по определению не должны привлекать внимание таких кинофорумов".
"Мне остается только удивляться, что моя работа уже в пятый раз будет участвовать в Каннском фестивале. Это только в интересах продюсера и, если бы не это обстоятельство, я был бы против участия моего фильма в каком бы то ни было фестивале", - сказал режиссер. Ранее в Каннах представлялись его фильмы "Отец и сын", "Русский ковчег", "Телец" и "Молох".
Наше участие в фестивале обеспечивает еще один каннский любимец и неоднократный лауреат Павел Лунгин, который возглавляет жюри "Золотой камеры". В рамках программы студенческих работ будет представлен фильм студента российского ВГИКа Александра Кюгеля "Неосторожность". В конкурсной программе короткометражных фильмов российские кинематографисты в этом году не участвуют.
Завоевать "Золотую пальмовую ветвь" российским режиссерам будет непросто и на этот раз. Вторая картина Звягинцева и сорок четвертая (включая документальные) Сокурова соревнуются с фильмами первых режиссеров мира. Всего в конкурсной программе участвуют 22 фильма.
Картины были выбраны художественным советом фестиваля более чем из тысячи новейших фильмов. О небывалой жесткости отбора говорит тот факт, что впервые за много лет в основном конкурсе нет итальянской картины, практически отсутствует латиноамериканский кинематограф.
Не могли не использовать отличный шанс наилучшим образом выйти на европейский рынок через Каннский юбилейный и американцы. На Круазетт третий раз участвует в конкурсе Гас Ван Сент с "Параноидальным парком" (Paranoid Park), второй раз – Тарантино с фильмом "Подтверждение смерти" (Death Proof), седьмой – братья Коэны с картиной "Нет страны для стариков" (No Country for Old Men), второй – Джеймс Грей ("We Own the Night"/"Ночь принадлежит нам") и первый – Дэвид Финчер ("Зодиак").
Страна-хозяйка представила на конкурс три фильма – это "Песни о любви" (Les chansons d'amour) Кристофа Оноре, "Старая любовница" (Une vielle maitresse) Катрин Брейа и "Скафандр и бабочка" (Le scaphandre et le papillon) Жюлиана Шнабеля.
Также в основной программе - "Пообещай мне это" (Zavet, или Promise Me This) Эмира Кустурицы и "Дыхание" (Breaf) Ким Ки-Дука. Единственный дебют в конкурсе – полнометражная анимация "Персеполь" Марджане Сатрапии и Венсана Паронно.
Жюри полнометражных фильмов возглавляет режиссер Стивен Фрирз - автор киноленты "Королева", имевшей в прошлом году в Великобритании крупный кассовый успех. Помимо него в жюри вошли турецкий писатель и нобелевский лауреат по литературе Орхан Памук, австралийская актриса Тони Колет, почтенные мэтры - итальянский кинорежиссер Марко Белочио, французский кинорежиссер Мишель Пикколи, так и молодые звезды – канадка Сара Полли и китаянка Мэгги Чунь.
В честь юбилея Канн был придуман проект "Каждому свое кино": президент фестиваля Жиль Жакоб заказал 35 известным режиссерам по короткой новелле. Условия задания были таковы: фильм должен идти три минуты, а его действие должно происходить в кинотеатре.
Мануэль Оливейра, Вим Вендерс, Такеши Китано, Дэвид Кроненберг, Тео Ангелопулос, братья Коэны, Атом Эгоян, Жан-Пьер и Люк Дарденны, Аки Каурисмяки, Аббас Киаростами, Роман Поланский, Нанни Моретти, Клод Лелуш, Кен Лоуч, Ларс фон Триер, Андрей Кончаловский, Вонг Карвай, Дэвид Кроненберг и другие звезды снимали свои новеллы независимо друг от друга и не зная, что делают все остальные. Участники проекта впервые увидят результат своей деятельности целиком на премьере 20 мая.
Специальным гостем фестиваля станет Мартин Скорсезе, ставший, наконец, в этом году лауреатом "Оскара". Он, а также Серджио Кастеллито, известный по фильмам "Париж, я люблю тебя", "Последний поцелуй", преподадут уроки актерского мастерства.
Завершится 60-й Каннский фестиваль 27 мая. На церемонии закрытия будет показан фильм канадца Дени Аркана "Темные времена".
Фильм открытия: "Мои черничные ночи". Режиссер: Вонг Карвай.
1. "Старая любовница", Катрин Брейа (Франция)
2. "Песни любви", Кристофер Оноре (Франция)
3. "Скафандр и бабочка", Джулиан Шнабель (Франция)
4. "На другой стороне жизни", Фатих Акин (Турция)
5. "Дыхание", Ким Ки Дук (Южная Корея)
6. "Нет страны для стариков", Джоэль и Итэн Коэны (США)
7. "Зодиак", Дэвид Финчер (США)
8. "Ночь принадлежит нам", Джеймс Грэй (США)
9. "Лес Могари", Наоми Кавасе (Япония)
10. "Завет", Эмир Кустурица (Сербия)
11. "Тайный свет солнца", Ли Чанг-Донг (Южная Корея)
12. "4 месяца, 3 недели и 2 дня", Кристиан Мунджиу (Румыния)
13. "Техилим" Рафаэль Надьяр (Франция)
14. "Тихий свет" Карлос Рейгадас (Мексика)
15. "Персеполис" Марьян Сатрапи и Венсан Паронно (Франция)
16. "Ввоз/вывоз", Ульрих Сэид (Австрия)
17. "Александра" Александр Сокуров (Россия)
18. "Доказательство смерти", Квентин Тарантино (США)
19. "Человек из Лондона", Бела Тарр (Венгрия)
20. "Параноидальный Парк", Гас Ван Сэнт (США)
21. "Изгнание", Андрей Звягинцев (Россия)
• Стивен Фрирз, режиссер, Великобритания - председатель
• Мэгги Чон, актриса, Гонконг
• Тони Коллетт, актриса, Австралия
• Мария Де Медейрос, актриса - режиссер, Португалия
• Сара Полли, актриса - режиссер, Канада
• Марко Беллоккио, режиссер, Италия
• Орхан Памук, писатель, Турция
• Мишель Пикколи, актер - режиссер, Франция
• Абдеррахман Сиссако, режиссер, Мавритания