Книга-исповедь писателя Гюнтера Грасса в принадлежности к "ваффен-СС" обещает стать в бестселлером
 
 
 
Книга-исповедь писателя Гюнтера Грасса в принадлежности к "ваффен-СС" обещает стать в бестселлером
ARD

Досрочно поступившая в Германии в продажу книга воспоминаний всемирно известного немецкого писателя нобелевского лауреата Гюнтера Грасса "Счищая с луковицы шелуху", в которой он признается в службе в войсках СС, обречена стать бестселлером. По сравнению с другими новинками, эти мемуары вызвали повышенный интерес, единодушно заявляют книготорговцы.

Незадолго до выхода книги он дал интервью, в котором приоткрыл завесу тайны. Он сказал, что в 17-летнем возрасте был призван в танковую дивизию СС и служил в Дрездене. Раньше было известно лишь, что Грасс служил солдатом, получил ранение и был взят в плен американскими войсками. Стало известно, что он хотел попасть на подводную лодку, но не прошел отбора и был направлен в танковую дивизию СС "Фрундсберг".

СС, начавшиеся как частная служба охраны нацистского лидера Адольфа Гитлера, со временем стали в фашистской Германии мощнейшей силой. Они насчитывали в своих рядах почти 1 миллион служащих и действовали не только в качестве элитных боевых частей, но и как оператор лагерей смерти, в которых были замучены миллионы людей.

Войска (Waffen) СС были боевой структурой этой организации, в которую входили 38 дивизий. На Нюрнбергском процессе, в ходе которого по окончании Второй мировой войны судили лидеров нацистской Германии, войска СС были объявлены составляющей частью преступной организации, отмечает ВВС.

Грасс, по его словам, в юные годы нисколько не стыдился своего членства в СС, но, добавляет он, "впоследствии это чувство позора стало давить на меня. Для меня войска СС не были чем-то ужасным, это было просто элитное подразделение, которое бросали на тот участок, где было особенно горячо, и которое - так говорили - несло самые тяжелые потери".

"Со мной случилось то, что и со многими другими в моем возрасте, - продолжал писатель. - Мы проходили трудовую службу, и однажды, год спустя, на стол легла повестка. И только когда я оказался в Дрездене, я узнал, что это была СС".

По мнению книгоиздателей, исповедь в принадлежности к "ваффен-СС" обещает сделать нобелевского лауреата значительно богаче, чем сейчас, замечает газета Bild. Она приводит мнение главного редактора специализированного журнала "Бухрепорт" Томаса Вилькинга, убежденного, что "шумиха вокруг высказывания Гюнтера Грасса, без сомнения, приведет к тому, что книга будет очень хорошо продаваться".

"Весь этот шум приведет к увеличению спроса", - согласен с ним мюнхенский литературный агент Лионель фон дем Кнезебек. "Две трети населения вообще узнали о новой книге Грасса лишь из-за его эсэсовских откровений, и теперь многие купят ее "вслепую", - полагает он.

Некоторые придерживаются мнения, что 78-летний автор специально выступил с откровенным признанием о принадлежности к "ваффен-СС" накануне выхода книги, чтобы таким образом подогреть к изданию интерес.

"Как пропагандиста своих мемуаров Грасса трудно превзойти", - сказал известный немецкий писатель Рольф Хоххут. По мнению историка Кристофа Штольцля, Гюнтер Грасс подтвердил репутацию "гениального медийного профессионала".

Издательство "Штайдль-ферлаг" (Геттинген), в котором вышла книга, не согласно, что он предпринял эффектный пиаровский ход. "Масштаб дебатов (о принадлежности к СС) стал для нас совершенно неожиданным", - отметила представитель издательского дома Клаудиа Гленевинкель.

Тем не менее, "Штайдль-ферлаг" и писателя ожидают хорошие заработки. Стартовый тираж издания, по местным меркам, очень большой - 150 тысяч экземпляров. По двойной цене в продажу поступило лимитированное издание с иллюстрациями писателя. Предполагается, что будет продано порядка 500 тысяч экземпляров книги в твердом переплете, а в мягкой обложке - минимум один миллион экземпляров. По подсчетам специалистов, лишь немецкие издания воспоминаний принесут автору 1,7 млн евро.

Тем временем известный немецкий литературный критик Хельмут Каразек обратился к Гюнтеру Грассу с призывом "сделать выводы" из своего прошлого. Было бы справедливо, убежден он, если бы писатель перевел деньги, которые получил за Нобелевскую премию по литературе, фонду, занимающемуся вопросами компенсаций жертвам эсэсовцев.