Американские астрономы смогли установить точное время и точку, с которой французский художник Клод Моне писал пейзаж "Этрета, закат"
 
 
 
Американские астрономы смогли установить точное время и точку, с которой французский художник Клод Моне писал пейзаж "Этрета, закат"
ncartmuseum.org

Американские астрономы смогли установить точное время и точку, с которой французский художник Клод Моне писал пейзаж "Этрета, закат", сообщает РИА "Новости" со ссылкой на пресс-службу университета Техаса.

"Мы смогли определить месяц, день, час и минуты (с точностью плюс-минус одна минута) - когда Моне был вдохновлен этой прекрасной сценой. Моне увидел этот закат 5 февраля 1883 года в 4:53 вечера по местному времени", - говорит профессор Дональд Олсен.

Один из основоположников импрессионизма Клод Моне зимой 1883 года провел три недели во Франции, в курортном местечке Этрета на побережье Нормандии. Здесь он написал серию пейзажей, на которых видны прибрежные скалы причудливой формы. На одном из этих полотен, названном "Этрета, закат" (Etretat, soleil couchant; Музей Северной Каролины), которое ранее датировалось 1882-1883 годами, видно солнце. Оно дало группе астрономов из университета Техаса ключ для определения момента времени, которое запечатлел художник с точностью до минуты, а также места, где располагался его этюдник.

Ученые во главе с профессором Олсоном отправились в Нормандию, где ходили по берегу во время отлива с репродукциями картины, чтобы найти "точку стояния" художника. "Прогулки" были не очень легким занятием: ученым приходилось карабкаться по острым скалам, покрытым скользкими водорослями. Точка, с которой можно увидеть именно тот пейзаж, который запечатлел Моне, оказалась в 388 метрах от естественной скальной арки Порт д'Амон, запечатленной на других пейзажах цикла.

С помощью компьютерной программы-планетария астрономы определили, когда солнце могло находиться в положении, запечатленном на картине. Это оказался вечер 5 февраля 1883 года, но с учетом возможных ошибок интервал был расширен с 3 по 7 февраля. Однако анализ таблиц приливов и отливов, а также писем Моне показал, что в другие дни он находился в иных местах. Поэтому 5 февраля осталось единственной датой, когда перед художником открывался этот вид.

Олсен и его коллеги астрономы-криминалисты ранее занимались расследованием точных обстоятельств других исторических событий. Они изучали вторжение Цезаря в Британию, Бостонское чаепитие, первый в истории марафон, а также описания звездного неба в работах Шекспира, Мэри Шелли, Омара Хайяма и других знаменитых писателей.

Исследование оказалось возможным благодаря новаторскому подходу художников-импрессионистов к пейзажной живописи. Мастера этого направления первыми покинули свои мастерские и стали работать на пленэре, рисуя пейзажи непосредственно с натуры. Их художественной задачей было максимально точное воспроизведение света и теней в конкретное времен суток: в частности, цикл Моне "Руанский собор" включает 30 картин, изображающих храм в различном освещении.