В кинотеатре "Пушкинский" состоялся показ классического фильма Стенли Кубрика "Заводной апельсин"
 
 
 
В кинотеатре "Пушкинский" состоялся показ классического фильма Стенли Кубрика "Заводной апельсин"
www.sinemafanatik.com

Накануне вечером в кинотеатре "Пушкинский" состоялся показ классического фильма Стенли Кубрика "Заводной апельсин" (еще критики называют его "Механическим апельсином"). Перед показом с кратким словом к зрителям обратился киновед Кирилл Разлогов, который является председателем отборочной комиссии ММКФ .

Директор Института культурологии отметил, что много раз переводя пиратские копии фильма, он и мечтать не мог о том, чтобы увидеть Кубрика в цвете. И вот этот "сенсационный показ" настал. Затем выступил Ян Харлан, снявший фильм о жизни знаменитого режиссера "Стенли Кубрик: Жизнь в кино".

Харлан, приходившийся другом и близким родственником Кубрику (режиссер в течение 40 лет был женат на его сестре), обратил внимание публики, что Кубрик не любил быть на виду, общаться с журналистами, комментировать свои замыслы и фильмы.

"Если фильм нужно комментировать, значит с ним что-то не так", - пошутил Харлан. В основу его фильма о Кубрике легли ценные уникальные фото- и кинопленки из семейного архива.

Наконец со сцены убрали микрофоны, и показ начался. Естественно, сюжет киноманам напоминать не надо. "Заводной апельсин" является экранизацией знаменитого романа Энтони Берджесса (Anthony Burgess) √ он же участвовал в создании сценария. Это история подростка, который вместо того, чтобы ходить в школу, играет в жестокие игры с окружающими. Кульминацией вылазок Алекса Деларжа (Малкольм Макдауэл) и его трех друзей становятся драки с конкурирующими группировками, избиения ни в чем не повинных граждан и изнасилования.

Все катится как по маслу, выродки развлекаются. Но вскоре друзья восстают против лидера Алекса и по окончании одной из вылазок бросают его в лапы полиции. Ему дают 14 лет за убийство, но он решает, что это слишком много (кто бы решил иначе!). Услышав о новой "методике перевоспитания" правительства, Алекс понимает, что это его единственный шанс освободиться.

Лечение оказывается действенным, и вскоре у героя начинает подниматься удушливая волна физического отвращения всякий раз, когда он пытается поднять руку на ближнего. Кстати, в качестве побочного эффекта под род отвратительного и непереносимого парадоксально попадает и боготворимый им прежде┘Бетховен, его "Девятая симфония" и "Ода к радости", которая должна была стать гимном человечеству. Такой эффект┘ Можно вспомнить, что в Израиле до сих пор не исполняют Вагнера, которого обожал фюрер, - ассоциации живут в памяти.

Таким образом, человек превращается в "механический апельсин", запрограммированный избегать насилия не в силу нравственного сознательного выбора, а потому, что в противном случае он испытывает невыносимые физическим страдания.

Гениальная музыка Бетховена, виртуозная манера операторов, безукоризненная игра Малколма Макдауэла (кстати, в последнем эпизоде в лице Алекса √ героя Макдауэла явственно проступают надменные черты его же Калигулы в скандальном фильме Тинто Брасса, еще одного средоточия абсолютного зла), находки режиссера (ускоренная и замедленная съемка), убийственная ирония (в том числе и в изображении жертв, что безусловно снижает излишнюю здесь пафосность), подчеркнутая театральность некоторых сцен √ об этом не стоит говорить, так как уже сказано слишком много.

Также невозможно не заметить в фильме круговорота насилия и агрессии и зеркальные сцены - сначала молодчики в белых костюмах с имитацией выколотых глаз с кровавыми нитками сосудов на рукавах и подтяжках издеваются над обывателями √ первыми встречными и бродягами. После этого жертвы мстят за обиды, круг замыкается. Насилие порождает насилие, и иного выбора нет.

Как известно, художественная сила фильма - некоторые сцены насилия просто завораживающе великолепны - оказалась настолько велика, что 30 лет назад (а фильм снят в 1971 году) в Великобритании молодежные группировки стали подражать героям "Заводного апельсина". Тогда сам Кубрик снял фильм с проката. Только в 1999 году картина вернулась на телеэкраны британцев. Но теперь она смотрелась по-иному: в фильме увидели пророчества мастера. А разве вам сцена избиения опустившегося бомжа молодчиками в кованых ботинках ничего не напоминает?

Заметки на полях: забавно было слышать английскую речь (фильм идет с субтитрами), перемежающуюся русскими словечками (так в оригинале у Берджеса) и думать то ли о славянских корнях главного героя, то ли о том, что "судьба людей повсюду та же"┘.