В Санкт-Петербурге закрасили фреску, созданную к 80-й годовщине со дня рождения Иосифа Бродского, которая отмечалась 24 мая. Портрет поэта появился напротив дома Мурузи на углу улицы Пестеля и Литейного проспекта, где Бродский жил в "полутора комнатах" вместе со своими родителями с 1955-го по 1972 год и откуда уехал в эмиграцию.

"В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля - смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются", - говорится в Instagram галереи "URBAN-фреска", создавшей стрит-арт.

Фреска появилась на стене дома во время музыкального онлайн-марафона "Не выходи из комнаты", в котором принимали участие Александр Васильев из группы "Сплин", Диана Арбенина, Баста, группа 25/17, Noize MC, Billy's Band и другие артисты, а близкие друзья и родственники Бродского читали его стихи.

В музее Иосифа Бродского порадовались появлению "отличного места для селфи", но меньше чем через сутки фреска исчезла под слоем штукатурки. Коммунальные службы, обычно отличающиеся рвением в борьбе с уличным искусством, на сей раз оказались ни при чем. "Фонтанка" выяснила, что закрасить изображение распорядилась завхоз школы N189, на стену которой "посягнули" художники.

"Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем!" - объяснила завхоз, посоветовав обратиться в Государственную административно-техническую инспекцию.


Представитель администрации Центрального района Петербурга подтвердила РИА "Новости", что действующее законодательство предписывает сохранять первоначальный внешний облик городских зданий и сооружений вне зависимости от художественной ценности нанесенных на них изображений. Она подтвердила, что коммунальные службы "Жилкомсервиса N1", который отвечает за содержание территории, где находится дом Мурузи, к закрашиванию фрески отношения не имеют.

Художник Олег Лукьянов сообщил порталу MR7.ru, что согласовать нанесение фрески с властями не успели. "Я надеялся, что этот забор ничей, как это часто бывает - грязная облупившаяся стена с осыпающейся штукатуркой", - объяснил он. Сама работа заняла примерно 3-5 минут. "Обидно, что его не просто закрасили, а еще забетонировали - штукатуркой сантиметровой цементной укатали, как саркофагом накрыли. Как будто это радиоактивная какая-то история", - посетовал Лукьянов в разговоре с изданием "Подъём".

Он выступил за то, чтобы "усадить всех за стол переговоров" и решить вопрос хотя бы со временной инсталляцией в честь Бродского.

Сотрудники музея поэта наблюдали из окна борьбу прохожих за восстановление фрески. "Прохожие пытаются снять новый слой штукатурки, из школы выходит рабочий, замазывает снова. А журналисты, приезжающие снять портрет поэта, снимают белое пятно. Так позитивный инфоповод сменился на куда более кликабельный негативный", - говорится в инстаграме музея.

В соцсетях в связи с уничтожением фрески цитируют высказывание поэта из книги "Диалоги с Бродским" Соломона Волкова: "За равнодушие к культуре общество прежде всего гражданскими свободами расплачивается. Сужение культурного кругозора - мать сужения кругозора политического. Ничто так не мостит дорогу тирании, как культурная самокастрация. Когда начинают потом рубить головы - это даже логично".