МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:
Менее чем за полгода работы администрации Барака Обамы в Пекин отправляется уже второй высокопоставленный эмиссар с практически невыполнимой миссией - убедить китайское руководство в силе доллара и надежности американских государственных облигаций.
Первая попытка, которую взяла на себя госсекретарь Хиллари Клинтон практически сразу после своего назначения в феврале этого года, фактически провалилась. За время, прошедшее после визита, индекс доллара - его отношение к корзине мировых валют - упал на 8,6%, а доходность по "длинным" выпускам американских казначейских облигаций все это время росла, причем процесс этот серьезно ускорился в мае.
Если ослабление доллара до определенной степени играет на руку американской экономике, повышая конкурентоспособность производственных компаний, работающих на территории США, то ситуация на рынке госдолга близка к критической. Заимствовать Казначейству нужно все больше, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами планы администрации по выводу из кризиса американской экономики.
Принятая в марте программа выкупа на баланс ФРС "длинных" гособлигаций на сумму 300 миллиардов долларов, призванная снизить доходность 10-30-летних бумаг, пока привела к обратному эффекту на фоне ускоренного эмиссионного выкупа госдолга доходность по облигациям выросла, что поставило под сомнение эффективность одной из главных мер по выводу экономики США из кризиса - массовой реструктуризации ипотечных кредитов американцев, неспособных обслуживать свои долги. Вслед за доходностью гособлигаций растут долгосрочные и ставки по ипотеке, делая реструктуризацию бессмысленной.
Если еще совсем недавно могло показаться, что для финансирования американского бюджета США никто не нужен: достаточно включить печатный станок и финансировать дефицит бюджета и обслуживание госдолга за счет ФРС, то в мае стало очевидно: без помощи всего мира и, прежде всего, Китая, США не справиться.
Причина проста: продавая главе ФРС Бену Бернанке "длинные" казначейские облигации, а вместе с ними и облигации ипотечных агентств, Центральные банки во главе с Народным банком Китая, а также частные инвесторы, получают доллары, которые ищут себе применения.
В результате многомесячное ралли на фондовых, товарных и валютных рынках. Растет все, кроме доллара и американской недвижимости. Иными словами, покупательная способность американской валюты падает. Пока относительно финансовых и промышленных активов. Однако рост цен на нефть и другое сырье уже серьезно подогрели инфляционные ожидания в США, что стало дополнительным стимулом для распродажи казначейских облигаций и бегства от доллара. Рост цен на сырье в условиях все еще низких доходов населения США может добить промышленное производство в этой стране, поскольку издержки растут, а робкие ростки роста потребительского спроса могут быть раздавлены ростом цен.
В конце мая в США стали активно циркулировать слухи о том, что ФРС готовится увеличить полугодовую программу выкупа долгосрочных госбумаг с нынешних 300 до 600 миллиардов долларов. А некоторые аналитики и вовсе прогнозируют ее расширение до триллиона.
Не исключено, кстати, что Гейтнер полетел в Пекин именно для того, чтобы прощупать реакцию китайского руководства на возможную более интенсивную эксплуатацию печатного станка в США.
Судя по тому, что реакция Китая на начало эмиссионной покупки "длинных" американских гособлигаций была достаточно жесткой: именно после этого Пекин стал активно продвигать юань в качестве альтернативы доллару, и на этот раз власти Поднебесной постараются сделать все, чтобы не допустить расширения программы скупки гособлигаций.
Впрочем, даже если Гейтнер убедит китайские власти в том, что печатный станок в США останется под жестким контролем, это вряд ли заставит Китай отказаться от постепенного сокращения инвестиций в "длинные" американские госбумаги в пользу других, более надежных активов - прежде всего, товарных. Причем, власти Китая, ничего конкретного не обещая, постараются выжать максимум из переговоров с ключевой фигурой в администрации Обамы. В частности, речь может пойти об открытости американского рынка для китайских экспортеров в обмен на "молчаливое неодобрение" слишком рискованной финансовой политики нынешней администрации.
Причем, ключевая роль Китая на мировом валютном рынке и на рынке американских госбумаг, которую понимают все участники процесса - и власти США, и власти Китая - будет диктовать постоянный рост давления со стороны Китая. Правда, обвал доллара и гиперинфляция в США сродни ядерному оружию, кнопка от которого в руках председателя КНР Ху Цзиньтао. Едва ли он решится нажать на нее в обозримом будущем без серьезных на то оснований.