Максим Блант: Потоп мирового финансового кризиса переживут 1500 российских компаний
 
 
 
Максим Блант: Потоп мирового финансового кризиса переживут 1500 российских компаний
Коллаж NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

В ближайшие дни у российских лоббистов прибавится работы - начнется беспрецедентная борьба за включение предприятий в "белый список", составлением которого озаботил российский премьер Владимир Путин рабочую группу с участием представителей Минфина, Минэкономразвития, Министерства промышленности и торговли, Минсельхоза, Министерства энергетики, руководителей Сбербанка, ВТБ, Россельхозбанка и Газпромбанка.

Одна из основных причин, по которым американский Сенат развернул законопроект. предусматривавший выделение 14 миллиардов долларов помощи крупнейшим автомобильным концернам, заключается в том, что спасение этих "системообразующих" предприятий могло нарушить принцип равных условий для всех участников рынка. Создавая прецедент, законодатели вынуждены были бы спасать всех, кто оказался в сложном финансовом положении, либо признать, что это принцип больше не действует.

В России подобного рода принципы легко приносятся в жертву "экономической целесообразности". Власти страны перевели экономику на "ручное управление" и самозабвенно принялись "рулить". Попытавшись спасти экономику, накачав "системообразующие" банки деньгами, власти потерпели фиаско. Спасти удалось только сами банки, допущенные к кормушке. Реальный сектор экономики как страдал от отсутствия ликвидности, так и продолжает сидеть на "голодном пайке".

Более того, повышение ставки рефинансирования и ступенчатая девальвация рубля нанесли еще один болезненный удар по предприятиям, которые еще недавно имели доступ к относительно дешевым валютным кредитам. Рефинансировать эти кредиты можно в рублях под грабительские проценты, ставящие под сомнение эффективность в России любой коммерческой деятельности, кроме ростовщической.

Предприниматели во главе с РСПП - главным лоббистом интересов бизнеса - предложили поддержать экономику снижением до 12% налога на добавленную стоимость (НДС), который платят все без исключения. Эта мера могла бы действительно серьезно облегчить жизнь экономическим субъектам в стране. Мало того, у производителей, работающих на внутренний рынок, равно как и у некоторых импортеров появилась бы возможность (пусть и чисто теоретическая) снизить цены, что, в свою очередь, помогло бы властям бороться с инфляцией.

Про то, какое влияние на деловой и инвестиционный климат в стране оказало бы снижение одного их самых массовых налогов, и говорить нечего. Не исключено, что эта мера могла стать той "последней каплей", которая развернула бы бегство капитала из страны.

Однако вопрос о снижении НДС даже не обсуждается. Минфин жестко стоит на своем - на это у государства нет денег, выпадающие доходы заменить будет нечем. Зато у государства есть деньги на спасение "системообразующих" предприятий, число которых ограничено полутора тысячами. Откуда взялась эта цифра, никто внятно объяснить не может, да и не может у нее быть никаких внятных членораздельных объяснений.

Однако цифра озвучена. и теперь начнется захватывающий процесс формирования рабочих групп, которые в регионах будут наделены полномочиями включать или не включать те или иные предприятия в "белый список" Владимира Путина. Можно не сомневаться, что через несколько дней появятся неофициальные, но твердые расценки за "включение".

При этом, поскольку в критериях отбора нигде ничего не сказано про эффективность предприятий, польза от подобного рода вывода экономики из кризиса весьма сомнительна. Слова о том, что кризис - прекрасный повод очистить экономику от "балласта", который только тормозит ее развитие - становятся пустым сотрясением воздуха, а перекосы, которые привели в нынешнему плачевному положению, лишь усугубляются.