МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com
Архив NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Наверное, кого-то могли неприятно удивить статистические данные, свидетельствующие о падении на 17,1% промышленного производства в мае 2009 года по отношению к аналогичному месяцу 2008 года.

Официальный комментарий помощника президента Аркадия Дворковича был выдержан в духе новомодной теории о том, что пугать экономику не следует, чтобы не стало еще хуже. Получилось, правда, не очень. Слова о том, что темпы падения стабилизировались, оптимизмом не заряжают: если промышленное производство продолжит и дальше падать этими "стабильными" темпами, к концу года падать будет просто нечему.

Да и, справедливости ради, следует отметить, что темпы падения все же ускорились: еще в апреле падение промышленного производства в годовом выражении было 16,9%, а в мае - уже 17,1%. Неуклюжая попытка объяснить это меньшим количеством рабочих дней в нынешнем мае тоже не выглядит убедительно.

Зато убедительно выглядит версия о том, что провальные данные, опубликование Росстатом, непосредственно связаны с другими данными, опубликованными тем же Росстатом днем позже. Речь идет о росте задолженности по зарплате, которая за май выросла на 10,8% и достигла 8,779 миллиарда рублей. Причем важна даже не столько сама сумма задолженности, сколько тот факт, что без зарплаты в России сидит полмиллиона человек.

Эти полмиллиона не могут потреблять - не на что. Они не потратили почти 9 миллиардов рублей, которые могли потратить на товары, в том числе и отечественного производства. А это производство, не в силах продать то, что оно производит, не платит зарплату. Замкнутый круг, в который добавляются банки с растущей просрочкой по розничным и коммерческим кредитам, ужесточающие из-за этого роста условия кредитования.

Классическая "дефляционная спираль", которая в России усугубляется еще и отсутствием дефляции. Сначала цены не падали из-за девальвации и соответствующего роста цен на импорт. Сейчас начинает стремительно дорожать сырье.

Сказать, что сложившаяся ситуация - прямое следствие политики, проводившейся в последние 7 месяцев ЦБ и Минфином, - повторять не единожды сказанное.

При этом нельзя сказать, что правительство совсем уж ничего не делает. Напротив, все последние месяцы совещание сменяется заседанием, принимаются судьбоносные решения о поддержке тех и этих. И даже деньги какие-то выделяются, и они куда-то тратятся. А эффекта почему-то никакого.

Взять тот же многострадальный автопром, который как только уже не поддерживали. А все равно, в мае по сравнению с тем же периодом 2008 года легковых автомобилей стали выпускать меньше на 64%, а производство грузовых и вовсе рухнуло на 72%.

Видимо, вопрос в том, как поддерживали. Первым делом - если вспомнить - в среднем на треть повысили пошлины на иномарки, лишив жителей Приморья не только автомобилей, но и бизнеса, а заодно и спровоцировав массовые акции протеста.

Попутно выяснилось, что машины российской сборки возить на Дальний Восток невыгодно. Дали РЖД денег, которых, по оценке экспертов, достаточно, чтобы перевезти 100 000 машин. РЖД честно перевезли на эти деньги на Дальний Восток 120 "Лад".

А их почему-то не берут. Даже с учетом того, что под их покупку правительство субсидирует процентную ставку по кредиту.

И не покупают российские автомобили на Дальнем Востоке не только из-за того, что их новые владельцы после владивостокской бойни, устроенной ОМОНом, который разгонял акции протеста против повышения пошлин, рискуют через день обнаруживать проколотые шины.

И не только из-за того, что "японцы" лучше "россиянок". А еще и из-за того, что для успешной работы на рынке мало завезти на этот рынок автомобили. В конце концов, речь идет не об одноразовых "памперсах". Везти надо еще и запчасти. А еще нужно выстраивать систему послепродажного сервисного обслуживания. Этим почему-то никто не озаботился. Ни предварительно, ни постфактум.

А еще российское правительство поддерживает отечественных производителей молока и молочных продуктов...

Пока власти развлекают себя и страну, последняя надежда на выход из "дефляционной спирали" - свежий приток нефтяных денег. В конце концов баррель с начала года подскочил в цене на 30 долларов. Но и эта надежда призрачна. С 1 июля правительство в 1,4 раза повышает экспортную пошлину на нефть. Деньги потекут в бюджет, и правительство получит новый повод порассуждать, как им еще диверсифицировать международные резервы и "порулить" экономикой "в ручном режиме".