Согласно последним прогнозам Министерства экономического развития – да, будет. По итогам 2010-го запланирован рост ВВП на 1,6%
 
 
 
Согласно последним прогнозам Министерства экономического развития – да, будет. По итогам 2010-го запланирован рост ВВП на 1,6%
Архив NEWSru.com

ДМИТРИЙ ДОКУЧАЕВ, редактор отдела экономики журнала "The New Times":

В конце каждого декабря экономисты всех мастей занимаются гаданием, научным или не очень, что год грядущий нам готовит. Не стоит отходить от этой традиции – тем более, что в нынешнем году эти прогнозы все-таки носят особый оттенок: мир пережил кризисный год и теперь, намаявшись, просто жаждет хороших новостей – о том, что спад остался позади, что впереди экономический рост вкупе с ростом доходов населения, да еще при низкой инфляции.

Не буду замахиваться на весь мир – попробую порассуждать о том, что ждет российскую экономику.

Будет ли экономический рост

Согласно последним прогнозам Министерства экономического развития – да, будет. По итогам 2010-го запланирован рост ВВП на 1,6%. Мировой банк и ОЭСР еще более щедры в своих посулах – по крайней мере, 2-3 процента в плюс России они видят. Хотелось бы этот оптимизм разделить, но мешают объективные обстоятельства.

Прежде всего, возникает вопрос – а как, собственно, этот рост считать? Стандартная методика – в годовом исчислении: то есть, данные 2010 года будут сравниваться с абсолютно провальными данными 2009-го. В этом случае немудрено увидеть и рост, но честнее его все-таки называть замедлением падения.

Впрочем, весьма велика вероятность того, что на самом деле мы даже этого символического роста не увидим. По крайней мере, пока абсолютно непонятно, с чего этот рост должен возникнуть (кроме абстрактной мысли, что любой спад заканчивается подъемом). Зато тревожных сигналов в экономике хоть отбавляй. Например, сжатие потребительского спроса.

Скажем, на конец сентября падение оборота розничной торговли составило без малого 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А ведь потребительский спрос во всем мире считается ключевым индикатором грядущего промышленного оживления. Точно так же, как и приток инвестиций в основной капитал. Между тем, инвестиции в осенние месяцы падали по 17-18% по сравнению с осенью прошлого года. Эти цифры устанавливают долгосрочную негативную тенденцию, которая свидетельствует о том, что в следующем году экономического роста не будет. Скорее всего – продолжится спад на те же 2-3%.

Снизится ли инфляция

Да, отвечает МЭР, - до 6,5-7,5% против первоначальных прогнозов в 9-10%. Разумеется, серьезные поводы для того, чтобы прогнозировать снижение роста цен, - есть. Достаточно очевидно, что в нынешнем году инфляция уложится в однозначное число, иначе говоря, будет меньше 10%. Что опять-таки объясняется тотальным промышленным спадом, снижением оборотов торговли и резким падением платежеспособного спроса как юридических, так и физических лиц.

Конечно, все эти факторы никуда не исчезнут и в следующем году, что по идее должно сдерживать рост цен. Однако есть и другие факторы, которые работают прямо противоположным образом - ускоряя инфляцию. Например, опережающий рост тарифов естественных монополий. Москвичам уже объявили, что тарифы ЖКХ рванут вверх более чем на 25%. Убедить после этого жителей столичного региона в том, что цены падают, - задача нереальная.

А, скажем, железнодорожные билеты прибавят в стоимости 10-12%- тоже выше инфляции. Если говорить о продуктах питания, то каждый год среди них находится какой-то "локомотив", который дорожает опережающими темпами. Скажем, в уходящем году такую роль играл сахар. В следующем году стоит приглядеться к ценам на пиво и алкоголь: ведь акцизы-то подняли, причем заметно.

А еще на повестке дня бензиновые цены - антимонопольной службе никак не удается взять этот рынок под контроль. Словом, битва за снижение темпов инфляции предстоит нешуточная, и нет никакой уверенности, что правительство с его оптимистичным прогнозом выйдет здесь победителем.

Ждать ли новой девальвации рубля

Нет, отвечают денежные власти. Центробанк по минимуму вмешивается в ход валютных торгов, и сейчас мы имеем абсолютно рыночный курс рубля. Так-то оно так, но где гарантия, что эта мудрая политика невмешательства продлится весь следующий год?

Во всяком случае, есть целый ряд серьезных угроз, которые могут заставить денежные власти "поступиться принципами". Одна из них довольно очевидная - снижение цены на нефть. Сегодня есть ощущение, что баррель стабилизировался в ценовом коридоре 70-80 долларов. Что для России с ее ориентацией на сырьевой экспорт – не так уж и плохо. Но ведь никто не обещал, что столь же благоприятная ситуация будет на нефтяном рынке через месяц или через полгода.

Как говорил покойный Гайдар, "ничто не способно так испортить профессиональную репутацию, как попытка спрогнозировать цену на нефть". Но даже если баррель и не посыпется резко, остается проблема дефицита бюджета с его колоссальными социальными обязательствами. Дыра будет лататься за счет средств Резервного фонда, который, по прогнозу Минфина, к концу 2010-го может сойти на нет.

Но ведь это может случиться и раньше: рассчитать тут все с точностью до рубля и до дня невозможно. Девальвация рубля - еще один способ поддержать на плаву Резервный фонд: ведь его средства хранятся, в основном, в долларовых активах. Ну и наконец, удешевление национальной валюты может случиться, если снова, как и в октябре 2008-го, занедужит банковская система: чтобы ее поддержать и дать банкам заработать на валютных операциях, власти могут повторить тот же трюк с "плавной девальвацией" рубля. Так что устойчивости национальной валюты в 2010-м тоже остается под большим вопросом.

Что следует из всего этого? Меньше всего хотелось бы накануне новогодних праздников заражать читателей вирусом экономического пессимизма: всем хочется верить, что в наступающем году из всех возможных вариантов реализуются позитивные. Но риски в отечественной экономике очень серьезны и многочисленны. Лучше не предаваться неуместной эйфории, а быть начеку: предупрежден - значит, вооружен.