МАКСИМ БЛАНТ: Еще один управляющий
 
 
 
МАКСИМ БЛАНТ: Еще один управляющий
Коллаж NEWSru.com

МАКСИМ БЛАНТ, экономический обозреватель NEWSru.com:

Минфин готовится к возвращению на рынок внешних заимствований. Острой нужды в деньгах и, особенно в валюте, государство не испытывает, поэтому финансовое ведомство не слишком торопится и не форсирует ситуацию. Есть еще одна причина этой медлительности - пока не решен окончательно вопрос о создании Российского финансового агентства (РФА), которое возьмет на себя управление госдолгом и не только.

О том, что Россия собирается впервые с 2000 года разместить еврооблигации стало известно еще в прошлом году. Тогда, правда, планировалось, что Минфин начнет занимать уже в первом квартале. А некоторые аналитики были готовы к тому, что ведомство Алексея Кудрина запустит "пробный шар" еще до конца прошлого года.

Однако первый квартал на исходе, а Минфин все готовится. Цены на нефть держатся на высоком уровне, в страну течет валютная выручка экспортеров и спекулятивная валюта, Банк России уступает рубеж за рубежом в своей борьбе против чрезмерного укрепления рубля, бюджет в январе исполнен с профицитом, и никакой острой нужды Минфин в деньгах не испытывает, а про валюту и говорить нечего.

Тем не менее, размещение состоится: в пятницу министр финансов Алексей Кудрин заявил, что road show (своего рода презентация) российских евробондов состоится 21-22 апреля в Нью-Йорке. Соответственно, размещение будет не раньше мая.

Сколько Минфин планирует занять, Кудрин не уточнил, но, согласно прогнозам, первый транш едва ли превысит 3-5 млрд долларов - сумма и по сравнению с российскими резервами, и по сравнению с размерами экономики, и по международным меркам - мизерная. А если учесть, что деньги Минфину не нужны (замминистра финансов Дмитрий Панкин так охарактеризовал ситуацию: "Мы можем размещаться, а можем не размещаться. У России есть резервный фонд, фонд национального благосостояния, она может занять на внутреннем рынке и закрыть все проблемы"), то условия инвесторы должны предложить самые выгодные.

У неспешного поведения минфина есть еще одна немаловажная причина: новая структура - Российское финансовое агентство (РФА), - которая будет управлять госдолгом, до сих пор не создана. Минфин подготовил первый законопроект о создании РФА еще в июне прошлого года. Тогда, правда, планировалось создавать эту структуру в форме госкорпорации.

Однако эта форма собственности к исходу лета впала в немилость, и ведомству Алексея Кудрина пришлось переделывать готовый уже законопроект. До конца марта, по словам замдиректора департамента министерства Петра Казакевича, готовая новая версия законопроекта (в ней РФА будет создаваться в форме ОАО) должна быть внесена в правительство.

Предполагается, что агентство будет управлять российским госдолгом, суверенными фондами, свободными бюджетными средствами и пенсионными накоплениями граждан. Проект создания единого центра, который управлял бы всеми государственными активами (за исключением резервов ЦБ) выглядел бы вполне логично, если бы не одна деталь.

В России уже есть госструктура, которая наделена львиной долей функций, прописанных в законопроекте об РФА. Это ВЭБ, который пока существует в форме госкорпорации, но должен быть акционирован, причем независимо от создания РФА.

ВЭБ традиционно является агентом правительства по обслуживанию внешнего долга - как внутреннего, так и внешнего. Эта госкорпорация с самого начала управляет пенсионными накоплениями граждан. Да и деньгами Фонда национального благосостояния ВЭБ в конце прошлого - начале этого года управлял в рамках операции по "поддержке российского фондового рынка", причем управлял вполне успешно, принеся очень неплохую прибыль.

Более того, ВЭБ, несмотря на отдельные разногласия с минфином, готов выполнять требования и пожелания финансового ведомства. В конце концов, можно было бы таким образом составить агентское соглашение с ВЭБом аналогичное тому, которое будет заключено с РФА, и не нужно было бы долго и мучительно создавать новую госструктуру.

Однако все не так просто. Камень преткновения, скорее всего, в той части резервов правительства, которая размещена в валютных инструментах. Она является частью международных резервов и управляет ею ЦБ. Причем, управляет по собственному усмотрению, не слишком прислушиваясь к мнению министерства финансов.

Впрочем даже это не объясняет, для чего нужно создавать еще одну госструктуру с огромным бюджетом, которая будет заниматься тем же чем уже много лет занимается существующий с советских времен ВЭБ.