В Санкт-Петербурге вынесен приговор трем представителям неформального молодежного движения "Антифа", которых обвиняли в нападении на националистов
 
 
 
В Санкт-Петербурге вынесен приговор трем представителям неформального молодежного движения "Антифа", которых обвиняли в нападении на националистов
Архив NEWSru.com

В Санкт-Петербурге вынесен приговор четырем представителям неформального молодежного движения "Антифа", которых обвиняли в нападении на националистов. Борцам с неонацизмом российская Фемида парадоксальным образом вменила в вину именно ксенофобию, то есть унижение и оскорбление социальной группы.

Выборгский районный суд Петербурга при участии государственного обвинителя прокуратуры Выборгского района рассмотрел уголовное дело в отношении 21-летнего антифашиста Станислава Залесского и трех его единомышленников: 20-летнего Владимира Ригишвили, 19-летнего Михаила Попова и 20-летнего Виктора Закарая. За разжигание социальной розни Залесский и Ригишвили получили по 1,5 года лишения свободы условно, а Попова и Закарая приговорили к одному году и шести месяцам условного заключения, соответственно. Для всех осужденных испытательный срок составит 2 года, сообщает "Фонтанка.ru" со ссылкой на пресс-службу городской прокуратуры.

Как следует из материалов уголовного дела, 18 марта 2008 года осужденные напали на двух членов движения "Русские националисты" и избили их кулаками, ногами и битой, пишет газета "Комсомольская правда". Свое преступление антифашисты зафиксировали на камеру мобильного телефона, а затем "разместили видео в Сети интернет на общедоступном сайте с целью унижения потерпевших как представителей идеологически противостоящей социальной группы", отметили в прокуратуре.

В итоге стражи порядка посчитали, что люди, сеющие межнациональную рознь, тоже являются социальной группой, которую необходимо всячески защищать. Антифашистам инкриминировали именно те деяния, против которых они и борются: п."а" ч.2 ст.282 УК РФ (совершение действий, направленных на унижение достоинства группы лиц по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе, публично, с применением насилия).

В ФСБ защищают национализм от адвоката-"экстремиста", убитого неонацистами

Летом 2010 года похожую попытку оградить националистическую идеологию от нападок со стороны антифашистских "экстремистов" предприняли в спецслужбах России. Эксперт-криминалист ФСБ признала экстремистской статью адвоката Станислава Маркелова, застреленного в центре Москвы в январе 2009 года. Статья "Патриотизм как диагноз" была напечатана осенью того же года в журнале "Автоном" - печатном издании межрегионального анархо-коммунистического объединения "Автономное действие" (АД). Ее полный текст находится в свободном доступе в интернете и, в частности, опубликован на сайте организации Маркелова - "Института Верховенства права".

Эксперт криминалистической лаборатории Управления ФСБ России по Свердловской области Светлана Мочалова, изучив статью, сделала вывод, что в ней "используются отрицательные оценки и действия того, по отношению к чему должно быть выполнено действие, а именно к власти в современной России". Впрочем, звучит эта фраза странно и непонятно, гораздо проще усвоить вывод эксперта о журнале "Автоном" в целом.

По словам Мочаловой, в нем "содержится информация экстремистской направленности, а именно - насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, возбуждение социальной розни, нарушение свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной принадлежности". Цитату приводит сайт АД.

Там же процитирован и отрывок статьи Маркелова, на основе которого эксперт и сделала свои выводы. Вот он: "Не надо делать разницу между патриотизмом и национализмом. Великодержавные призывы с высоких трибун оборачиваются национальными погромами на улицах, а стояние со свечками на паперти вчерашних коммунистических атеистов провоцирует мракобесие и средневековье. Не надо думать, что это глупость власти. Люди, у которых отняли будущее, озлоблены на всех и готовы немедленно выплеснуть свою злость. Властям выгодно, чтобы ненависть вылилась на нищих гастарбайтеров, а не на воровские мерседесы с мясной начинкой из новых русских. Наша власть боится горящих мерседесов, потому что сама на них ездит, ей намного проще сокрушаться по поводу очередных национальных погромов, одновременно пинками подталкивая недовольных к ним. Они - временщики, их задача нажиться и не упустить власть. А народом они жертвуют как разменной монетой, кидая в обмен на собственное благополучие и безопасность наркотик патриотизма".

Организация подчеркивала, что заключение эксперта ФСБ не является окончательным - решение о признании материалов экстремистскими принимает суд.

Добавим, что статью адвоката Маркелова среди прочих материалов изъяли у анархиста, преподавателя Тюменского государственного университета Андрея Кутузова, подозреваемого в публичных призывах к экстремистской деятельности. Он и несколько других тюменцев проходили по нашумевшему в свое время делу о пацифистских надписях "Не служи", "Долой армейское рабство", "Я люблю людей" и "Миру мир", сделанных ими на стенах местных военкоматов.

Между тем защищающая Андрея Кутузова межрегиональная правозащитная ассоциация "АГОРА" инициировала проведение независимого комплексного исследования в одном из государственных университетов России. В целях исключения давления на экспертов со стороны ФСБ название вуза не уточняется.

Со своей стороны, адвокат Рамиль Ахметгалиев считает заключение эксперта-лингвиста "явно необоснованным". По его словам, эксперт вышла за пределы своих полномочий, отвечая на вопрос о наличии или отсутствии экстремизма.

"Наличие или отсутствие экстремизма - это вопрос права, который отношения к филологии не имеет. Лингвисты вправе были сделать вывод о наличии или отсутствии призывов, высказываний уничижительного, оскорбительного характера, но никак об экстремизме", - подчеркнул адвокат.

Напомним, что в настоящий момент в Мосгорсуде слушается дело националистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис, обвиняемых в убийстве адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.