В России растет число заказных убийств, организаторами которых оказываются подростки. Часто их жертвами становятся родители, поневоле выступающие "спонсорами" таких убийств, пишет "Российская газета".
Отцеубийцы были во все времена, включая социалистические. Однако тогда трагедии, как правило, происходили вследствие жестокого обращения родителей с детьми, побоев, сексуальных домогательств и тому подобное.
Чаще всего такое случалось все же в неблагополучных семьях. В абсолютном большинстве случаев подростки совершали непоправимое в состоянии аффекта.
В сегодняшних примерах у юных убийц полные и обеспеченные семьи. А сами преступления выглядят куда страшнее - своей обдуманностью, спланированностью, "покупкой убийцы".
Нынешние 14-20-летние, посягающие на жизнь родителей, это поколение тех, кто родился в конце 1980-х - начале 1990-х. То есть формирование их личности пришлось на время, когда акценты в общественной морали, в том числе в понимании человеческой состоятельности, жизненной успешности, смещались, считает психолог и директор Центра психологической поддержки и современного психоанализа Татьяна Мизинова.
При этом очень важные для становления подростка институты семьи и школы оказались в системном кризисе. А роль кино и телевидения в формировании личности, напротив, возросла. "На наши экраны хлынул поток западных вестернов, боевиков, триллеров, из них это поколение "набиралось ума", - продолжает Мизинова.
По ее словам, жестокость стала для детей допустимой формой человеческих отношений.
Вскоре к импортным "впечатлениям" добавилась и отечественная "чернуха". По мнению эксперта, самое страшное было в том, что жизненную достоверность жестокого кино подтверждали СМИ, которые чуть ли не ежедневно рассказывали об устранении несговорчивых партнеров и конкурентов в эпоху передела собственности.
"И все это, заметьте, - на фоне разворачивающихся возможностей общества потребления", - резюмирует Мизинова.
По ее мнению, подростки с детства окружены массой замечательных вещей из товаров и гламурных картинок красивой жизни, которые кажутся доступными. "Современным подросткам хочется на Канары, в крайнем случае - в какой-нибудь турецкий Мармарис", - рассуждает Мизинова.
Эксперт полагает, что сейчас наступило время искушений, перед которыми трудно устоять даже детям из обеспеченных семей. "Пете на 16 лет родители купили квартиру, Машу в школу ее личный водитель привозит на "Мерседесе"... Хочу все и сразу и получу это", - добавляет Мизинова.
Психолог полагает, что кризис семьи также обусловлен временем, поскольку в переломные 1990-е годы родители не столько воспитывали своих детей, сколько стремились заработать деньги. "На семейные прогулки в зоопарк, на домашние вечера перед телевизором, на разговоры с сыном или дочерью не было ни времени, ни сил, а у многих - и потребности", - сетует Мизинова.
В результате в семьях терялось чувство нужности друг к другу, ослабевали родственные связи. В итоге родители стали богатыми, а их дети выросли с бесчеловечными установками.
По словам Мизиновой, обеспеченные семьи лишь внешне выглядят благополучными, при этом "проблемность каждой из этих семей" может быть "надежно укрыта от посторонних за домашними стенами".
Психотип малолетних убийц Мизинова характеризует как асоциальный. В нем присутствует жестокость, неспособность к переживаниям, эгоистичность, эмоциональная притупленность, глухота, неспособность к привязанности и мстительность.
Кроме того, избалованные подростки не принимают простую установку, что в жизни есть ограничения. Они растут потребителями и не научены нести ответственность за свои проступки. Малейшее же ограничение или отказ такие дети воспринимают как унижение и личное оскорбление.
Наконец, от прежних поколений нынешних подростков отличает большой прагматизм, порой принимающий чудовищные формы, считает Мизинова. По ее словам, одна 16-летняя девочка заказала убийство своей мамы только потому, что та решила выйти замуж. Дочь опасалась, что будущий отчим станет основным наследником их квартиры.
Уже после преступления каждый раз выяснялось, что юные "заказчики" убийств полностью вменяемы. "И ни в одном случае речь не шла об алкогольной или наркотической зависимости", - утверждает эксперт.
Внешне такие преступники являются вполне нормальными людьми. "Другое дело, что это люди, мораль которых, скажем так, сильно больна", - заключает психолог.