В Индии крестьяне учинили жестокую расправу над подростком, который "имел дерзость" написать любовное письмо девочке, чье положение в обществе считалось более высоким. В действительности индийские Ромео и Джульетта принадлежали всего лишь к разным группам низшей касты неприкасаемых (далитов).
Полиция штата Бихар на северо-востоке Индии арестовала шестерых мужчин, обвиняемых в жестокой расправе над их пятнадцатилетним односельчанином. Житель деревни Каимур был жестоко избит, выставлен на публичное поругание, а затем брошен под поезд, пишет The Times.
По данным следствия, причиной общинного самосуда стала любовь подростка к своей соседке из "более благородной" семьи субкасты прачек.
Предки погибшего юноши издревле занимались обработкой кожи, однако в Индии, почитающей корову как священное животное, это ремесло считалось "грязным" делом. Кожевники, или равидас, являются низшим слоем далитов.
Как следует из материалов дела, толпа линчевателей подкараулила подростка, когда он вышел из дома и пошел в школу. Разъяренных сельчан не остановили даже отчаянные мольбы матери юноши, которая стала беспомощной свидетельницей расправы над сыном. Мужчины принялись ожесточенно бить свою жертву, затем они обрили голову подростка и потащили его через всю деревню на железнодорожные пути.
Страшная сцена происходила прямо на глазах полицейских, которые и не пытались что-либо предпринять для спасения влюбленного неприкасаемого. Вместо этого стражи порядка лишь безучастно наблюдали за происходящим. Впоследствии один из сотрудников полиции все-таки был временно отстранен от своих служебных обязанностей.
Житель бедной деревушки Каимур - 15-летний Маниш Кумар - принадлежал к субкасте равидас, однако воспылал страстью к девушке из другого сообщества - дхоби. Эта группа стоит на ступеньку выше в индусской иерархии.
Дхоби - это субкаста прачек (мужчин и женщин), которые стирают одежду особым образом: на берегу рек они обычно с силой бросают белье на камни, словно отбивая от него грязь, пишет "Индостан.ру". Согласно поверьям, этот способ наиболее эффективен, а также помогает сохранить прочность ткани. Поэтому дорогое сари (платье) с вышивкой индийцы доверяют только дхоби, даже если у них дома уже есть стиральная машинка.
Дхоби также сушат и гладят одежду перед тем, как вернуть ее клиенту. Люди пользуются услугами определенной семьи дхоби из поколения в поколение, руководствуясь старой поговоркой "твой дедушка обстирывал моего дедушку", сообщает Arsasiatica.com.
Юноша был не в силах следовать вековым устоям индийского общества, а потому отправил девушке письмо, в котором признавался в любви. Эту записку обнаружили родители девушки, а вскоре о "противоестественном романе" узнала вся деревня.
"Обвиняемые убили мальчика за то, что он написал любовное письмо девушке из его деревни", - прокомментировал ситуацию начальник полиции штата Раеш Кумар.
Зверское убийство подростка стало лишь вехой в череде междоусобиц, которые вспыхивают среди представителей различных каст, полагает социолог из Бихара Пракаш Луис.
Социальное устройство Индии, сохранявшееся неизменным на протяжении столетий, наложило печать на общественный уклад, заставляя людей выбирать жизненный путь и совокупность гражданских прав только на основании своего происхождения.
Неприкасаемые
Далиты, или буквально "сломанные люди", как теперь называют членов индийской касты неприкасаемых, не включаются в списки избирателей и не получают продовольственной помощи. Их лачуги сделаны из глины, картона и пластиковых пакетов. Далиты живут преимущественно в трущобах, а вся их повседневная жизнь проходит на улице, где дети возятся в грязи вместе со свиньями, а матери заняты стиркой белья в сточной канаве, писал журнал "Итоги".
Эти кабариваллы, или мусорщики, чтобы заработать несколько рупий, сортируют отбросы или убирают нечистоты. А дети занимаются попрошайничеством и не посещают школу.
Многие неприкасаемые сами отдают своих дочерей в сексуальное рабство, как требует религиозная традиция. В течение столетий далиты "жертвуют" детей местным богиням. Девочки становятся храмовыми проститутками - девадаси, которые бесплатно обслуживают посетителей храма.
Сексуальный контакт - единственный случай, когда представители высших каст могут прикоснуться к девадаси. Они никогда не выпьют из стакана, которым пользовалась храмовая проститутка, но с удовольствием используют ее тело.
Впрочем, в последние годы далиты начали активней бороться за свои права, используя при этом даже опыт афроамериканцев. Наиболее радикальной организацией неприкасаемых стали "Далитские пантеры". Своим названием это движение напоминает американских "Черных пантер", которые были своеобразной "вооруженной самообороной" афроамериканцев. Индийские "пантеры" открыто не пропагандируют насилие, но призывают далитов защищать свои права любыми способами.
"Кастовые споры" регулярно приводят к изнасилованиям и убийствам
В настоящее время, Индия, казалось бы, стала избавляться от пережитков старого времени. Вместе с тем, на фоне экономического и социального возрождения проблемы общественного уклада остаются актуальными и злободневными. Даже образовательные реформы в стране приносят пользу не всем гражданам. К примеру, сословие дхоби извлекло для себя большую выгоду, получив возможность приобретать лучшие рабочие места, нежели их сородичи из равидас.
За последние годы дискриминация в социальных слоях Индии стала выражаться еще сильнее. Относительно благополучные дхоби презирают своих менее успешных сограждан из сословия "кожевников". "Привилегированные охотятся на слабых", - уверен руководитель правозащитной организации далитов, Удай Кумар. Активист рассказал, что преступления на почве социальной розни происходят ежедневно по всей Индии.
"Члены высших каст считают в порядке вещей изнасиловать девочку только за то, что она происходит из сословия далитов", - сетует глава общественной организации по защите прав женщин-далитов, Тами Наду.
Например, в марте 2008 года полиция схватила двух охранников вышки сотовой связи, которые 2 дня жестоко пытали и насиловали 7-летнюю далитку. Жертве выбили глаз и отрезали руку. Затем изуверы выбросили искалеченный труп ребенка в поле.
Кастовая система Индии подразделяется на четыре основные категории, или варны. Высшее положение занимают брахманы(священники), затем кшатрии (воины), вайшьи (торговцы, фермеры) и, наконец, шудры (ремесленники). Далиты находятся за пределами этой иерархической системы. Эту структуру варн дополняет каста йети (неприкасаемых), которая, в свою очередь, дробится на тысячи подгрупп, определяемых по роду занятий.
Со дня провозглашения независимости Индии 15 августа 1947 года правительство приняло множество законов в надежде искоренить кастовую дискриминацию. Однако местные жители, в частности обитатели сельских районов, упорно игнорируют законодательство. Последние протесты были связаны с изданием закона, в соответствии с которым правительство и высшие учебные заведения обязались принимать на работу и учебу представителей низших каст.