В связи с убийством коммерческого директора торгового дома "Новоарбатский" Вячеслава Гаврилова программа НТВ "Криминал" обратилась к громким уголовным делам недавней истории. 20 лет назад руководителей крупнейших московских магазинов, таких как ГУМ, Новоарбатский и Елисеевский гастрономы, знала вся страна. Директора "флагманов советской торговли" назначались с ведома высшего руководства коммунистической партии. Это была каста неприкасаемых. Они были близко знакомы со многими членами Политбюро и ЦК КПСС. Утверждают, что в те времена, чтобы получить место директора гастронома, нужно было дать взятку в 25 тысяч рублей.
Теневые дельцы публично прославились в 1982 году, когда органы госбезопасности арестовали директора Елисеевского гастронома Юрия Соколова. Этот человек был хорошо знаком с членами семьи Брежнева, а также высшими партийными и государственными деятелями, для которых понятия "Елисеевский" и "закрома родины" были неразделимы. Основываясь на показаниях Соколова, началось следствие в отношении Николая Трегубова, начальника Главного управления торговли Исполкома Моссовета.
В 140 томах уголовного дела столичная милиция собрала многочисленные факты обсчетов, обвесов, так называемых "левых" продаж во всех известных гастрономах. В том же "Новоарбатском", например, по графе "естественная убыль продуктов" списывали банки с икрой и ветчиной, дорогие коньяки и вина. Под следствием оказались около 15 тысяч работников столичной торговли. Начались повальные аресты и допросы. На дачах и в квартирах директоров следователи находили в тайниках драгоценности, а также баснословные суммы в рублях и валюте. Директор Смоленского гастронома Нониев предпочел не дожидаться суда и застрелился.
Суд над бывшими магнатами советской торговли начался в 1985 году. Процесс был закрытым, во избежание огласки компромата на руководителей партии и страны. На скамье подсудимых оказался также директор ЦУМа Тверитинов. Его начальник Трегубов получил 15 лет лишения свободы. Немногим меньше - директор Новоарбатского гастронома Филиппов. Юрия Соколова и директора плодоовощной базы Амбарцумяна приговорили к высшей мере наказания. Тогда еще не знали, что расстрел директоров скоро станет очень популярным способом решения всех вопросов.