Полиция Португалии обезвредила гастарбайтера из Восточной Европы, который несколько часов удерживал заложников в курортном ресторане. Злоумышленник был убит после того, как взорвал несколько гранат
 
 
 
Полиция Португалии обезвредила гастарбайтера из Восточной Европы, который несколько часов удерживал заложников в курортном ресторане. Злоумышленник был убит после того, как взорвал несколько гранат
Reuters

Полиция Португалии обезвредила гастарбайтера из Восточной Европы, который несколько часов удерживал заложников в курортном ресторане. Злоумышленник был убит после того, как взорвал несколько гранат. В итоге восемь человек получили ранения, причем двое из них, являвшихся полицейскими, скончались. Пресса также пишет, что преступник был бывшим "воином-интернационалистом", участвовавшим в боевых действиях советской армии в Афганистане.

Трагедия разыгралась в субботу вечером в Пиньял-Нову, курортном пригороде португальского Сетубала (в 20 километрах от Лиссабона). Там 58-летний житель села Етулия Вулканештского района Молдавии Михаил Коджа вооружился гранатами, "поясом шахида" со взрывчаткой и огнестрельным оружием. Затем он захватил ресторан O Refugio, сообщает "Телерадио-Молдова".

Злоумышленник пришел в заведение под видом обычного посетителя. Он сделал заказ, поел, а потом неожиданно вытащил револьвер и стал требовать деньги. Несколько посетителей успели выбежать на улицу и вызвать полицию, но другие остались в помещении.

Михаил Коджа угрожал взорвать ресторан, если ему не выдадут 50 тысяч евро. Он взорвал гранату, убив сотрудника правоохранительных органов, полицейскую собаку и ранив другого стража порядка.

По поведению преступника было видно, что он настроен решительно. "Сегодня кто-то умрет", - заявил Коджа.

Гражданин Молдавии удерживал заложников около семи часов. Все это время полицейские пытались вести с ним телефонные переговоры, но вооруженный иностранец отказывался идти на контакт. В 5:15 было принято решение штурмовать ресторан. Но, когда спецназовцы ворвались внутрь, Михаил Коджа убил взятого в заложники полицейского и взорвал еще две гранаты. Лишь после этого преступника застрелили.

Заложники были освобождены, но двое из них получили тяжелые ранения. Кроме того, в тяжелом состоянии госпитализированы и четверо полицейских.

"Преступник говорил, что не сдастся. Мы сделали все, что смогли, чтобы избежать кровопролития", - пояснил подполковник полиции Рибейро Гоулао.

В ходе спецоперации даже проводилась эвакуация близлежащих жилых домов.

Во вторник состоялись похороны погибшего 27-летнего спецназовца Бруно Чаино, на которых присутствовал министр внутренних дел Португалии Мигель Маседо, сообщает TVI24.

Патруль, в котором находился Чаино, первым прибыл на место происшествия. Благодаря этому удалось освободить двух заложниц, которыми были жена и дочь ресторатора Гаспара Велозо. Но сам Чаино был убит выстрелом в голову.

В церемонии участвовал и командующий португальским спецназом генерал Ньютон Паррейра, пишет Jornal de Noticias. Это же издание сообщает, что Михаил Коджа был ветераном войны в Афганистане.

А Noticias ao Minuto пишет, что погибший в свое время служил в элитном подразделении Советской армии. Именно этим обстоятельством в правоохранительных органах объясняют большое количество пострадавших, в том числе среди стражей порядка.

По словам советника посольства Молдавии в Португалии Олега Райляна, события в Пиньял-Нову носят беспрецедентный характер. "Я не припомню такого трагического инцидента, связанного с нашими соотечественниками. Наоборот, граждане Молдовы среди португальцев славятся своим трудолюбием и порядочностью", - говорит дипломат.

Щедрый и самовлюбленный скиталец

Убитый Михаил Алексеевич Коджа приехал в Португалию на заработки более десяти лет назад. Он работал на стройке, а иногда возвращался в Молдавию навестить родных, пишет газета "Комсомольская правда в Молдове".

"Последний раз он приезжал с женой года четыре назад, - вспоминает Андрей Коджа, родной брат Михаила. - Вроде все у него хорошо было, работа, деньги. Пробыл дней двадцать и обратно уехал".

Однако с началом мирового экономического кризиса у гастарбайтера началась "черная полоса": Михаил лишился работы, дома и вынужден был ночевать в автомобиле.

"Он развелся с женой, - рассказала председатель Ассоциации восточноевропейских эмигрантов "Калина" Алина Дудко. - Затем тяжело заболел, врачи обнаружил у него лейкемию". По другим сведениям, у Михаила были проблемы с психикой.

В последнее время Коджа строил пристройку к тому самому ресторану O Refugio, который потом захватил. По одной из версий, работодатель не рассчитался с ним за сделанную работу или Михаил был недоволен размером оплаты.

Как рассказали освобожденные заложники, преступник говорил, что деньги ему нужны на лечение от смертельной болезни. "Мне терять нечего!" - добавлял Михаил.

Возвращаться нищим на родину Михаил Коджа не хотел. Его собственный дом в селе Етулия развалился, и жить ему было негде.

Ездить на заработки за рубеж Михаил начал 20 лет назад. Еще в 1992 году он приехал в Братск Иркутской области, где устроился на работу на дерево-обрабатывающий комбинат.

Бывшие односельчане Михаила не верят, что он мог пойти на такое серьезное преступление. "Хороший он человек был, - вспоминает одноклассник Михаила Георгий Панчев. - Малообщительный, слова лишнего из него не вытащишь. Женщин очень любил, гулял много".

Отказывается верить в произошедшее и брат убитого работяги. "Даже если бы я своими глазами это увидел, все равно не поверил бы, что Миша на такое способен! - говорит Андрей Коджа. - Знал бы, что так случится, ни за что Мишу в Португалию не отпустил бы. Ни за что!"

Бывшая жена виновника бойни Нина Владимировна Гюмюшлю рассказала, что около десяти лет назад заключила с ним фиктивный брак. "Вместе мы не жили. Он уехал в Португалию, я - в Турцию", - добавила она.

По словам женщины, Михаил был хорошим и спокойным человеком, но очень самолюбивым. "У него деньги никогда не держались. Любил угощать. Кто-то копит на дом, на машину, к чему-то стремится. У него этого не было!" - пояснила Нина Гюмюшлю.

На вопрос, не женился ли он, Михаил отвечал: "Зачем мне это надо?"

Впрочем, по данным португальской прессы, у гастарбайтера все-таки есть дочь.