"Воры в законе" готовятся к войне. Мирно поговорить им не дало МВД Бойцы спецназа в черных масках и с оружием наизготовку наделали шороху, задержав сразу 37 человек
ВСЕ ФОТО
 
 
 
"Воры в законе" готовятся к войне. Мирно поговорить им не дало МВД
НТВ
 
 
 
Бойцы спецназа в черных масках и с оружием наизготовку наделали шороху, задержав сразу 37 человек
НТВ
 
 
 
До сих пор не ясно, для чего в начале месяца на Москве-реке встречались преступные кланы со всего пространства бывшего СССР
НТВ

Российские криминальные авторитеты готовятся к новому масштабному переделу сфер влияния. О зловещих перспективах заговорили после того, как милиция задержала несколько десятков "воров в законе" на их подпольной сходке.

До сих пор не ясно, для чего в начале месяца на Москве-реке встречались преступные кланы со всего пространства бывшего СССР, пишет газета The New York Times.

В официальном заявлении милиции говорится, что они планировали обсудить растущие проблемы преступного мира. А некоторые информированные источники утверждают, что между московскими криминальными авторитетами возник конфликт, который грозит войной всему криминальному миру. Причем масштабное противостояние напомнит кровавые битвы десятилетней давности (полный текст на сайте InoPressa).

Так или иначе, но спокойно поговорить преступным авторитетам не дали. Сотрудники милиции высадились на палубу арендованного ворами теплохода прямо с вертолета, пока судно бороздило воды Москвы-реки.

Бойцы спецназа в черных масках и с оружием наизготовку наделали шороху, задержав сразу 37 человек, которых даже за рубежом величают на русский манер - Vory v Zakone.

"Воры в законе" - это особая каста мафии, выкованная в советском ГУЛАГе и занимающая священное место в культуре российских преступников, пишет издание. И хотя в последнее время влияние воров в законе падает, россияне по-прежнему питают к ним симпатии. Не исключено, что для некоторых статус этих людей стал своеобразным символом сопротивления государственному произволу, по крайней мере в правовой сфере.

После распада СССР воры в законе "стали суперхитом, - поясняет журналист Андрей Константинов, пишущий о криминальных субкультурах. - Все начали петь песни на эту тему, обсуждать ее, снимать телесериалы, писать книги. Тема стала модной".

За последние 15 лет воры в законе распространились по всему миру, от Москвы и Мадрида до Берлина и Бруклина. Они причастны ко всем мыслимым нарушениям закона - от мелкого воровства до хитроумных схем по отмыванию денег, где счет идет на миллиарды долларов. Одновременно они выступают в роли неофициальных "юристов", разрешающих конфликты между российскими преступными кланами.

Первые "воры в законе" были криминальными баронами, которые поддерживали порядок в ГУЛАГе и правили в самых темных закоулках преступного мира, куда не дотягивалась власть Комитета государственной безопасности, пишет газета.

У "законников" был свой кодекс чести, своя иерархия и даже свой язык. Тем самым они образовали некий социум, который стоял в своеобразной оппозиции к советскому строю. Между отсидками в тюрьме авторитеты жили за счет воровства и торговли на черном рынке.

Чтобы вступить в круг "воров в законе", нужно посвятить преступной деятельности всю свою жизнь и - такова традиция - придерживаться строгого морального кодекса, рассказывает эксперт Александр Гуров, возглавлявший в советские времена отделы борьбы с организованной преступностью в МВД и КГБ. Теперь Гуров - председатель комиссии российского парламента по этике.

По сравнению с итальянской мафией, говорит Гуров, у российских криминальных боссов "меньше законов, но эти законы более жесткие".

Вора ничто не должно связывать с государством, поясняет Гуров, он не может служить в армии или сотрудничать с начальством, находясь в тюрьме. Прежде чем претендовать на этот статус, преступник должен несколько раз отсидеть в тюрьме. Вору не следует жениться.

Национальность редко была решающим фактором, когда речь шла о статусе "вора в законе". Сегодня, по словам Гурова, большинство "воров" это выходцы из соседних с Россией стран постсоветского пространства, и русскими они не являются.

Подобно тому, как православная икона изображает благочестивые деяния святых, татуировки на коже "вора" подробно рассказывают о его криминальных подвигах. Они также указывают на ранг и специализацию.

Когда СССР распался, а государственные институты ослабли, "воры в законе" внедрились в высшие эшелоны политики и экономики. Этот процесс затронул все бывшие республики СССР.

Российские СМИ подробно осветили июльскую облаву. Федеральные телеканалы показали кадры, на которых спецназ конвоирует авторитетов, идущих в наручниках и гуськом к ожидающим их автобусам.

Однако большинство этих людей позднее были освобождены из-под стражи ввиду отсутствия доказательств их причастности к каким-либо преступлениям. При этом власти так и не разъяснили, зачем провели облаву, если им нечего было предъявить задержанным.

Некоторые высказывали предположение, что встреча была организована крупным криминальным авторитетом Тариэлом Ониани для обсуждения конфликта с авторитетом-соперником - Асланом Усояном по кличке Дед Хасан. Сообщалось, что эта ссора грозит перерасти в полномасштабную войну.

"Будет война, и будет кровь", - сказал человек, который поддерживает сайт vorvzakone.ru - интернет-портал, отслеживающий деятельность воров в законе. Источник настоял на том, чтобы остаться анонимным, так как его работа окружена секретностью. По его словам, Ониани был на встрече, и его задержали, но с Усояном этого не случилось.

Напротив, Дед Хасан опроверг слухи о грядущей вспышке насилия. "Мы мирные люди, никому не мешаем, - сказал он. - Мы за мир, чтобы не было беспредела".

Между тем в постсоветский период "воры в законе" имели отношение к многочисленным зверским убийствам. Власти говорят, что они отдают распоряжения о заказных убийствах, похищениях людей и бесчисленных финансовых преступлениях.

В современной России воры в законе имеют определенный шарм, поскольку в советское время очень многие прошли через тюрьмы. Недавно "воры в законе" даже покорили Голливуд - они ярко изображены в фильме "Порок на экспорт", завоевавший в 2007 году гран-при международного кинофестиваля в Торонто.

Однако сейчас ситуация постепенно меняется. Аналитики в большинстве своем говорят, что за последние десять лет влияние "воров в законе" падает: конкуренты, имеющие более прочные связи с большим бизнесом и правительством, вытеснили их из традиционных ниш.

"Воры до сих пор сильны в игровом бизнесе и розничной торговле, но их значение в российской экономике и обществе довольно мало", - говорит Вадим Волков, профессор Европейского университета (Санкт-Петербург), изучающий криминальные общества в России и на территории бывшего СССР.

Оценки количества воров в законе в России разнятся. Рашид Нургалиев, министр внутренних дел России, недавно сказал, что сегодня на российской территории продолжают активную деятельность чуть меньше 100 воров в законе. Другие оспаривают эту цифру.

Примечательно, что и в милиции каких-то два года назад называли на порядок более высокую цифру. Тогда в Департаменте по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД РФ сообщили, что на оперативном учете в органах внутренних дел находится более тысячи лидеров и авторитетов уголовно-преступной среды.

Независимые же эксперты вообще затрудняются приводить какие-либо оценки. "Это (оценка Нургалиева) просто смешно и не соответствует действительности, - сказал редактор отдела криминальной хроники еженедельника "Аргументы недели" Олег Утицын. - Сколько их, не знает никто - даже сами воры".