Уильям Браудер, управляющий фондом Hermitage, в 2005 году смог увеличить объем своего фонда, вложенного в российские акции, на 81,5%. За это он получил 130 миллионов долларов комиссионных и замкнул список из 25 самых успешных управляющих хедж-фондов в мире, сообщает газета "Ведомости". По словам Браудера, он научился извлекать выгоду из того, что Россия "из ужасной страны" превращается в "просто плохую". Тем не менее, Уильям Браудер, который является ярым борцом за прозрачную корпоративную культуру в России и при этом горячим сторонником России за рубежом, так и не смог найти общего языка с властями. С осени 2005 года его в Россию не пускают.
В конце мая был опубликован список самых успешных управляющих хедж-фондов 2005 года. Чем больше заработал менеджер, тем он считается успешнее. Впервые за время публикации в рейтинге появился управляющий фонда, вкладывающего деньги в Россию.
Им стал гендиректор Hermitage Capital Management Уильям Браудер, чьи доходы от основной деятельности, по подсчетам издания, составили в 2005 году 130 млн долларов, с таким результатом он занял 25-е место.
Фонд Hermitage управляет средствами 6 тысяч инвесторов из 30 стран общим объемом более 4 млрд долларов. Большая часть денег - 3,2 млрд долларов - вложены в Россию. Крупнейшие клиенты фонда - банки Citigroup, HSBC, UBS, Goldman Sachs, Credit Suisse, J. P. Morgan Chase и Deutsche Bank.
В 2005 году индекс РТС вырос на 83%, а вложения в Hermitage Fund принесли 81,5%. Как заявил в беседе с журналистами Браудер, зарабатывает деньги на том, "что Россия из ужасной становится просто плохой".
"Россия - это отстой. Если со временем она становится менее отстойной, я выигрываю", - заявил Браудер, добавив: "Если бы сейчас Россия была по-настоящему ужасной, я бы пострадал гораздо больше, чем от потери визы". (Оригинальная фраза: "Russia sucks. If it sucks less over time, I gain".)
Говоря о потерянной визе, Браудер подразумевает, что с осени 2005 года ему фактически запрещен въезд в Россию. В ноябре 2005 года его не пустили в Россию, несмотря на действовавшую до марта 2006 года российскую визу, заставили переночевать в аэропорту "Шереметьево" и выслали обратно в Лондон. Чем был вызван отказ, не известно до сих пор.
Сам Браудер подозревает тех, от кого он добивался улучшения корпоративного управления. Среди них ведущие российские компании, в том числе "Газпром" и Сбербанк. Управляющему не помогло вмешательство таких влиятельных людей, как министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, заступавшийся за Браудера перед российским коллегой Сергеем Лавровым, и гендиректор Лондонской фондовой биржи Клара Ферс, просившая за Браудера президента Владимира Путина. Визы у опального инвестора до сих пор нет.
Как бы то ни было, но за свою работу на российском рынке ценных бумаг Браудер получил 130 миллионов долларов. Эти деньги складываются из комиссии управляющего и процента с прибыли фонда. В Hermitage Fund инвесторы платят управляющему 2% от размера передаваемых на управление активов и 20% от прироста их стоимости.
Для сравнения управляющий, занявший в списке первое место, смог за год заработать для себя 1,5 млрд долларов. Однако для России даже сумма в 130 миллионов долларов кажется внушительной.
Как пишет газета "Ведомости", заработать порядка 100 млн долларов в России способны лишь 3-4 российские управляющие компании. При этом годовая премия управляющих в этих компаниях исчисляется несколькими миллионами долларов.
Как говорят участники рынка, в России доход управляющего - это примерно 10% от заработанных им за год комиссий, то есть в России лучшие управляющие зарабатывают больше 1 млн долларов, но меньше 10 млн долларов. Как говорят российские специалисты, если бы Браудер был менеджером в российской компании, он получил бы в 10 раз меньше.