Российская добыча нефти приближается к самому низкому показателю роста за пять лет. Данные свидетельствуют о том, что добыча остается на одном и том же уровне на протяжении восьми месяцев в результате разгрома ЮКОСа и жесткого налогового режима, указывает The Financial Times, статью которой публикует Inopressa.
Российский прирост производства составил около 9% в прошлом году и 11% в 2003 году, но опубликованные вчера данные показывают, что в январе-мае нынешнего года рост составил около 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Данные министерства энергетики, опубликованные в четверг, свидетельствуют, что в мае уровень производства составил 9,33 млн баррелей в день, то есть остался таким же, как зимой.
По мнению экспертов, рост в нефтяной сфере сдерживает жесткая налоговая политика, когда все "сверхдоходы" от экспорта нефти при цене барреля выше 25 долларов изымаются в бюджет благодаря колоссальным экспортным пошлинам. По оценке OFG, правительство забирает в виде налогов 90% с каждого доллара, когда цена превышает 25 долларов за баррель.
Замедление к концу мая превысило самые пессимистичные прогнозы месячной давности; это может вынудить Организацию стран-экспортеров нефти увеличить добычу, чтобы закрыть брешь. Между тем добыча ОПЕК уже находится на рекордном уровне, а нынешней зимой опасения, что мировой спрос может превысить предложение, способствовали подъему нефтяных цен до 55 долларов за баррель, указывает FT.
Аналитики в Москве, основываясь на информации о производственных показателях, которые уже не первый месяц оказываются ниже ожидаемых, и отсутствии крупных проектов на ближайшие будущее, пересмотрели свои прогнозы и снизили рост производства, ожидаемый в 2005 году примерно до 250 тысяч баррелей в день, что на 2,5% меньше половины роста последних лет.
Аналитики связывают застой в производстве с кампанией, развернутой Кремлем против ЮКОСа, и повышением налогообложения в нефтяном секторе, тормозящим новые инвестиции. Основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского на этой неделе приговорили к девяти годам лишения свободы, после того как Кремль отобрал у компании ее главный актив, "Юганскнефтегаз", напоминает британская газета.
Кроме того, добавляют аналитики, многие так называемые "низко висящие плоды" (этим термином называют нефть на месторождениях Западной Сибири, которую сравнительно легко добыть) уже собраны. Для разработки новых, труднодоступных залежей требуются значительные инвестиции.
Между тем до сих пор многие российские нефтяные компании пренебрегали разведкой, предпочитая сосредоточиться на проектах, быстро приносящих прибыль.
Нефтяная компания "Сибнефть", которая, как и ЮКОС, в последние годы показывала значительный рост, предупредила, что в будущем производство будет расти не так быстро. Александр Корсик, вице-президент "Сибнефти" по эксплуатации, заявил, что "пришла пора тратить деньги на разведку, так как доступных резервов уже не осталось".
Проблема роста производства особенно остро стоит в компании, оставшейся от ЮКОСа. Добыча в двух оставшихся филиалах компании – "Самаранефтегаз" и "Томскнефть" – падает. Дмитрий Лукашов, московский нефтяной эксперт Aton, заявил, что уровень производства "Томскнефти" упал более чем на 40%. "Трудно разглядеть свет в конце тоннеля для ЮКОСа", – сказал он.