Минфин, ЦБ и аппарат правительства пытаются поделить права на стабфонд
 
 
 
Минфин, ЦБ и аппарат правительства пытаются поделить права на стабфонд
RTV International

В правительстве в четверг впервые обсуждались планы размещения стабилизационного фонда. До прямой дискуссии дело не дошло, хотя даже краткие наброски замглавы аппарата правительства Михаила Копейкина к альтернативному минфиновскому плану инвестирования стабфонда в акции зарубежных компаний возмутили главу Минфина Алексея Кудрина, сообщает "Коммерсант".

Накануне заседания замглавы аппарата правительства Михаил Копейкин изложил главную претензию к правилам размещения средств стабфонда, предложенных Алексеем Кудриным. Предложения Минфина, до вчерашнего дня считавшиеся не оспариваемыми никем в кабинете министров, предполагают покупку на средства стабфонда только долгосрочных высоконадежных обязательств западных госструктур. Копейкин же, указав, что доходность по таким бумагам очень низка, предложил размещать средства и в акции западных компаний.

Документы, описывающие правила размещения средств стабфонда были разработаны Минфином и переданы в правительство Алексеем Кудриным в конце февраля. Однако премьер Фрадков, указав на слишком низкую доходность размещения, отправил документ на доработку. До сих пор новый вариант не представлен.

Но после того, как на заседании правительства премьер предложил обсудить тему "дополнительных доходов бюджета", Алексея Кудрина буквально прорвало. "Копейкин заявил, что политика использования стабфонда приведет к потере 600 млрд рублей за три года. Это безграмотное утверждение!" – заявил министр. "Я посоветовался с Игнатьевым, Вьюгиным, Улюкаевым, Дворковичем и МЭРТом, и наше общее мнение – это безграмотное утверждение!" – вновь повторил Кудрин. Герой его обвинений замруководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, сидевший в глубине зала, начал заметно краснеть, сообщает "Коммерсант". А Кудрин продолжал: "Правительство, Госдума и президент, утверждая правила управления стабфондом, учло природу этих денег. И утвердило, что они никогда не могут размещаться в рублевых активах, и тем самым в рублях мы не можем считать их потери!" Министр финансов потребовал "обращать внимание на то, что нам нужно избегать такого рода заявлений людей, к компетенции которых эта сфера не относится".

Впрочем, как считает издание, дело не в доходности размещения средств, а в том, что ими будет управлять. Стратегия размещения средств от Минфина предполагала "растворение" средств стабфонда в золотовалютных резервах - то есть в валюте, золоте, облигациях, других консервативных активах - и управление ими непосредственно ЦБ и Минфином. Размещение средств в акциях потребует отказаться от идеи "растворения" и передачи конвертированных средств либо в "совзагранбанки", либо в специально созданную для этого управляющую структуру, не имеющую отношения к Минфину.