Совместное исследование Boston Consulting Group (BCG), "Сбербанка", Worldskills и Global Education Futures показывает, что россияне массово получают высшее образование, но спрос на их знания невелик, так как экономика ориентирована на эксплуатацию ресурсов, а не мозгов.
Авторы исследования опросили руководство крупнейших компаний, в которых работает более 4 млн человек, и констатировали: российская экономика не ценит знаний и материальных стимулов осваивать "сложные" профессии в ней не много. Врач зарабатывает в среднем всего на 20% больше водителя. Для сравнения: в США разница составляет 261%, в Германии - 172% и даже в развивающейся Бразилии - 174%, пишет газета "Ведомости".
За 20 лет разнообразных реформ, с 1995-го по 2015 год, структура рынка труда в России изменилась незначительно с точки зрения разделения между государственным и частным секторами, новыми и старыми компаниями.
Основной работодатель по-прежнему госсектор, пусть теперь и в виде госкомпаний, а в малом и среднем бизнесе, новых крупных компаниях наподобие "Яндекса" и международных работает менее трети всех занятых.
Бизнес, кроме того, несет "социальную нагрузку" и вынужден поддерживать занятость. Безработица в России - одна из самых низких в мире и не реагирует на изменения ВВП.
Потенциал для сокращения штата в России значительный, сообщили работодатели исследователям. В будущем невостребованным может оказаться любой современный профессионал.
Россия входит в число стран с очень высоким уровнем человеческого развития, замечает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. Проблема, по ее словам, не в системе образования, а в экономике.
"Устаревшие и неэффективные предприятия не могут создать для выпускников нормальные условия труда, и те их быстро покидают, после чего такие предприятия опять выходят на рынок труда", - подчеркивает эксперт.
Система образования ориентирует молодых людей действовать согласно инструкциям, что востребовано, например, на госслужбе. Впрочем, это соответствует настроениям большинства россиян, которые стремятся к стабильности и предпочитают работать в бюджетном секторе или госкомпаниях.