В России уже до конца года может появиться национальный резервный фонд полезных ископаемых. Предназначаться он будет для следующих поколений, а состоять из большей части месторождений на континентальном шельфе. Подобным резервом в США сегодня является арктический шельф Аляски, напоминает РБК daily.
Проект соответствующего постановления правительства, автор которого Минприроды, уже согласован с ключевыми профильными ведомствами. Эксперты не исключают, что ряд шельфовых лицензий, о праве владения которыми спорят "Роснефть" и "Газпром", может на многие годы остаться в запасе, не попав в руки ни одной из госкомпаний.
Идея формирования так называемого фонда будущих поколений с неприкосновенным перечнем участков недр со стратегически важными запасами полезных ископаемых, обсуждается уже несколько лет.
По прогнозам Минприроды, уже к 2022 году России может грозить истощение рентабельных эксплуатируемых запасов нефти, в 2025 году - газа. По состоянию на апрель этого года доля распределенного фонда недр газа составила 83%, нефти - 92%.
В число стратегических участков недр нераспределенного фонда с запасами нефти свыше 70 млн т на суше попало лишь пять месторождений из 163: имени Романа Требса в Ненецком округе, Северо-Самбургское в ЯНАО, Имилорское, Северо-Рогожниковское и часть Салымского месторождения в ХМАО. Разрабатываемые сегодня запасы легкой нефти в Западной Сибири постепенно истощаются.
Согласно проекту постановления правительства, в фонд в первую очередь может войти существенная часть нефтеносных участков континентального шельфа, месторождения алмазов и некоторых редкоземельных металлов, включенных в перечень участков недр федерального значения.
Лицензии на включенные в фонд участки будет запрещено передавать недропользователям до появления специального распоряжения правительства.
Эксперты издания напоминают, что у отечественных госкомпаний сегодня нет необходимых технологий и достаточных финансовых ресурсов для освоения континентального шельфа. Поэтому в федеральный резерв могут быть включены в том числе спорные лицензии, например Западно-Камчатский шельф и часть Сахалинского.
Федеральный резерв по газовым месторождениям уже существует: туда включено 31 стратегическое месторождение на суше и шельфе, лицензии на десять из них уже обещаны "Газпрому".