Nabucco отчаянно не хватает газа Кроме того, президент Бердымухамедов отдал этой компании разработку блока 23 на шельфе Каспия на условиях раздела продукции
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Nabucco отчаянно не хватает газа
nabucco-pipeline.com
 
 
 
Кроме того, президент Бердымухамедов отдал этой компании разработку блока 23 на шельфе Каспия на условиях раздела продукции
Первый канал
 
 
 
Представители проектной компании Nabucco Pipeline не раз говорили, что на первом этапе планируют запустить трубу за счет ресурсов Азербайджана и Ирака
nabucco-pipeline.com

С 1 по 4 марта Туркмению для встреч с ее президентом Гурбангулы Бердымухамедовым последовательно посетили госминистр департамента энергетики и климатических изменений Великобритании лорд Филип Хант, специальный представитель Европейского союза по странам Центральной Азии и Грузии Пьер Морель и спецпосланник Госдепа США по вопросам евразийской энергетики Ричард Морнингстар.

Как пишет "Время новостей", они говорили об интересе британских, европейских и американских компаний в интенсификации деловых контактов в нефтегазовой сфере. Туркменский лидер по традиции подчеркивал приверженность диверсификации поставок энергоносителей на экспорт и открытость сотрудничеству иностранным инвесторам.

Весной 2008 года Еврокомиссия благодаря дипломатическим усилиям выбила из Ашхабада меморандум о поставках 10 млрд кубометров в год. В апреле прошлого года рамочный документ об изучении маршрута поставок был подписан на корпоративном уровне между "Туркменгазом" и немецким концерном RWE (без указания объемов).

Кроме того, президент Бердымухамедов отдал этой компании разработку блока 23 на шельфе Каспия на условиях раздела продукции. Европарламент пошел на беспрецедентные политические уступки, ратифицировав торговое соглашение между ЕС и Туркменистаном, несмотря на ситуацию с правами человека в этой стране.

Стремительных действий от нового стратегического партнера, впрочем, не последовало. Только к концу осени RWE открыл в Ашхабаде представительство и сейчас приступил к наименее затратной части предпроектных изысканий - изучению экологических рисков.

Мартовские визиты западных дипломатов в Туркменистан вызваны отчаянным положением проекта Nabucco. Консорциум (в него помимо RWE входят компании пяти транзитных стран - турецкая Botas, болгарская BEH, румынская Transitgas, венгерская MOL и австрийская OMV) уже осенью собирается провести тендер по продаже мощности (open season) для поставщиков газа по будущей трубе.

Но ход переговоров между поставщиками, потребителями и транзитерами на сегодняшний день не внушает никакого оптимизма. Азербайджан не может договориться с Турцией об условиях поставок и транзите газа и демонстрирует готовность экспортировать сырье по другим направлениям. Недавно были подписаны соответствующие контракты с Россией и Ираном. А по отношению к Nabucco официальные лица в Баку даже не скрывают свой скепсис.

Представители проектной компании Nabucco Pipeline не раз говорили, что на первом этапе планируют запустить трубу за счет ресурсов Азербайджана и Ирака. По 8-10 млрд кубометров от каждой из этих стран с 2014 года, согласно заявлениям консорциума, обеспечили бы минимальный уровень загрузки (15 млрд кубометров в год) трубы.

От туркменского берега до азербайджанской системы газопроводов, которая уже связана с Турцией Южно-Кавказской трубой, всего 200 км, но преодолеть все барьеры на пути прокладки этой перемычки не удается уже более полутора десятков лет. Напомним, что между Баку и Ашхабадом имеются застарелые территориальные противоречия по поводу раздела шельфа Каспия. Наметившееся в 2008 году сближение сторон провалилось, и уже летом прошлого года президент Бердымухамедов распорядился собрать документы для подачи иска в международный суд. С тех пор никаких серьезных переговоров между сторонами не было.

Туркменские власти, по информации газеты, готовы предложить европейцам вариант доставки газа для Nabucco в Турцию в обход Азербайджана. Речь идет об использовании для этих целей нового газопровода от месторождения "Довлетабад" в Иран мощностью до 12 млрд кубометров в год, введенного 6 января. Но эта идея вряд ли найдет понимание в Вашингтоне, который стремится к максимальной экономической и политической изоляции Тегерана.