Госдума решила законодательно закрепить за "Газпромом" эксклюзивное право на экспорт российского газа Несмотря на то, что сейчас официального запрета на экспорт газа нет, "Газпром" старается не пускать независимых экспортеров к трубе
ВСЕ ФОТО
 
 
 
Госдума решила законодательно закрепить за "Газпромом" эксклюзивное право на экспорт российского газа
Архив NEWSru.com
 
 
 
Несмотря на то, что сейчас официального запрета на экспорт газа нет, "Газпром" старается не пускать независимых экспортеров к трубе
Архив NEWSru.com
 
 
 
Зато оперативно принятый перед саммитом "Большой восьмерки" закон, который противоречит основным европейским принципам энергетической политики, можно будет использовать при переговорах с Европой
Архив NEWSru.com

Госдума решила законодательно закрепить за "Газпромом" эксклюзивное право на экспорт российского газа. Как пишет газета "Ведомости", авторы закона считают, что монополия на экспорт поможет предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов, защитит интересы бюджета и энергобезопасности государства, поможет недопустить снижения экспортных цен в результате конкуренции.

Несмотря на то, что сейчас официального запрета на экспорт газа нет, "Газпром" старается не пускать независимых экспортеров к трубе. Зато оперативно принятый перед саммитом "Большой восьмерки" закон, который противоречит основным европейским принципам энергетической политики, можно будет использовать при переговорах с Европой, пишет "Коммерсант".

Отсутствие законодательных ограничений не мешает "Газпрому" не пускать в экспортную трубу независимых производителей. Они были бы рады экспортировать газ, но "Газпром" ссылается на отсутствие мощностей, а проверить, действительно ли их не хватает, никто не может, говорят участники рынка.

В результате половину своей добычи независимые производители продают на российском рынке по цене 39 долларов за 1000 кубометров (цена в Европе - 275 долларов), еще 40% - "Газпрому" по цене вдвое меньшей, а 10% - промышленным потребителям по регулируемой цене.

Если бы независимые производители, как и "Газпром", продавали бы внутри страны 70% газа, а остальное могли бы экспортировать, они получили бы прибыль в 4 млрд долларов, оценивают возможную прибыль эксперты. Если же новый закон будет принят, то у независимых экспортеров вообще не останется никаких надежд на то, чтобы выйти на мировой рынок и получать нормальные доходы.

Очевидно, что проект ограничения газового бизнеса в России напрямую противоречит Энергетической хартии ЕС и является ответом на требования Евросоюза открыть доступ всем экспортерам газа к транспортным системам.

Один из авторов законопроекта, председатель комитета по энергетике Валерий Язев, не скрывает политической подоплеки своей инициативы: "Полагаю, что он (законопроект - ред.) может стать одним из аргументов российской стороны в ходе саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Мы не скрываем, что наша позиция - это позиция "ястребов".

Не смущают депутата и противоречия между законопроектом и Энергетической хартией: "Энергетическая хартия, с нашей точки зрения, не должна быть ратифицирована, поскольку это документ, прямо противоречащий российским интересам".

Таким образом, как пишет "Коммерсант", документ может быть оперативно принят парламентом, а затем использован Владимиром Путиным в торговле по условиям энергетического сотрудничества на июльском саммите в Петербурге.