Европейская пресса: в Сочи ожидается яростная перепалка между Москвой и Брюсселем
 
 
 
Европейская пресса: в Сочи ожидается яростная перепалка между Москвой и Брюсселем
Президент России

Умиротворяющий пейзаж курортного города Сочи, принимающего очередной саммит Россия-ЕС, станет фоном для яростной перепалки между Москвой и Брюсселем, которые вошли в стадию наиболее серьезного кризиса в отношениях, пишет европейская пресса.

Этот саммит - первое мероприятие подобного рода с того момента, как российская газовая монополия "Газпром" запятнала безупречную репутацию России как надежного энергетического поставщика, временно приостановив поставки газа Украине в ходе спора о ценах в январе, пишет The Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).

- Статистика: поставки нефти и газа в Европу

Ожидается, что прибывшие в Сочи глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, австрийский канцлер Вольфганг Шюссель, чья страна председательствует в этом году в ЕС, и верховный представитель Евросоюза по внешней политике Хавьер Солана подпишут соглашение, с помощью которого упростится процедура получения виз для россиян и процедура депортации в Россию нелегальных иммигрантов в ЕС.

Однако в отношении ключевого вопроса - энергетической безопасности, как полагают аналитики, шансы совершить прорыв равны нулю. Не в последнюю очередь потому, что ни Австрия, ни Финляндия, которая станет следующим председателем ЕС, не могут выступать в одной весовой категории с Россией.

"Это будет очень сложный, очень напряженный и полный противоречий саммит, в особенности по вопросам энергетики, - говорит Евгений Волк из московского представительства исследовательского центра Heritage Foundatio. - Отношения России с ЕС сейчас достигли самой низшей точки, начиная с того момента, как они впервые установились".

Евросоюз, который получает примерно 25% нефти и газа из России, хочет иметь гарантии Москвы, что она не позволит политике оказать влияние на поставки. ЕС также хочет, чтобы Москва ратифицировала Договор к Энергетической хартии, подписанный в Лиссабоне в 1994 году. Эта ратификация разрушила бы монополию "Газпрома" на трубопроводы.

"Было бы великолепно, если бы Россия воспользовалась моментом и в качестве председателя G8 ратифицировала Договор к Энергетической хартии, - говорит комиссар ЕС по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер. - Это способствовало бы созданию выигрышных отношений в области энергетики для ЕС и России".

В свою очередь Россия хочет от ЕС гарантий, что Европа будет оставаться стабильным потребителем российских нефти и газа, при этом неоднократно угрожая начать поиски альтернативных рынков в Азии, в особенности в Китае. Россия отказывается ратифицировать Договор к Энергетической хартии в нынешней форме и возмущается разговорами в ЕС, а именно в Великобритании, о запрете на покупку энергетических активов для "Газпрома".

Хотя обе стороны считают себя "стратегическими партнерами", никогда еще их интересы не были настолько противоположны, пишет Le Monde (полный текст на сайте Inopressa.ru). Столкнувшись с ростом цен на нефть, европейские страны пытаются проводить более "мускулистую" энергетическую политику, что дается им не без труда. Под давлением новых стран-членов, в частности, Польши, они пытаются разговаривать "единым голосом" с экспортером, умеющим играть на их разногласиях.

Но Россия также занимает весьма твердую позицию. Как пояснил недавно в Брюсселе бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов, Москва, утверждая свое влияние, делает ставку на энергетику и на "Газпром". Именно эту проблематику Путин сделал центральной в качестве председателя "Большой восьмерки", которая в июле соберется на саммит в Санкт-Петербурге.

И все же эксперты считают, что обе стороны обречены на согласие. "В этой истории никогда нельзя забывать, что у трубы два конца: поставщик - ничто без своих клиентов, и наоборот", - заметил недавно в Брюсселе глава EDF Пьер Гадоннеи. Впрочем, накануне саммита, который продлится менее четырех часов, европейские дипломаты попытались разрядить обстановку: "Энергетика - лишь один из элементов в отношениях с русскими", - повторяли они. В Брюсселе надеются, что недавние трения не помешают дискуссиям по контролю над иранским военным атомом, ситуации на Среднем Востоке и визовой политике.

Энергетическая напряженность между Россией и Западом достигнет кульминации на июльском саммите G8 в Петербурге. Обычно степенное мероприятие на сей раз грозит превратиться в стрельбу в загоне для скота или ссору лесорубов. После антимосковского залпа вице-президента США Дика Чейни многие говорят о новой холодной войне.

Накануне сегодняшнего саммита европейские дипломаты попытались разрядить обстановку. "Энергетика - лишь один из элементов в отношениях с русскими", - повторяли они. В Брюсселе надеются, что недавние трения не помешают дискуссиям по контролю над иранским военным атомом, по ситуации на Ближнем Востоке и визовой политике. Ожидается, что они подпишут соглашение, с помощью которого упростится процедура получения виз для поездок в ЕС россиян и процедура депортации в Россию нелегальных иммигрантов в ЕС.

Британская газета The Guardian в статье "Путина ждет энергетическая разборка" пишет: "Обеспокоенные тем, что свет может погаснуть, боссы Евросоюза ЕС сегодня окажут давление на президента Владимира Путина, добиваясь согласия на новые правила будущих российских поставок нефти и газа, ценообразования и инвестиций".

Хотя обе стороны считают себя "стратегическими партнерами", никогда еще их интересы не были настолько противоположны. Москва не настроена торговаться. Она уже отвергла Международную энергетическую хартию. Россия хочет от ЕС гарантий того, что Европа будет оставаться стабильным потребителем российских нефти и газа, при этом она неоднократно угрожала начать поиски альтернативных рынков в Азии, в особенности в Китае.

Статистика: поставки нефти и газа в Европу

45% нефти, импортируемой в ЕС, поступает с Ближнего Востока.

К 2030 году 90% нефти, используемой в ЕС, должно будет импортироваться.

40% импортируемого в ЕС газа, поступает из России, 30% – из Алжира.

К 2030 году более 60% импортного газа предположительно будет поступать из России.

К 2030 году 66% угля, используемого в ЕС, согласно прогнозам, будет импортироваться.